Ценные бумаги

Основой рынка ценных бумаг является сама ценная бумага. Рассмотрим подробнее этот "специфический" товар.

Ценные бумаги представляют собой документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода.

Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последовательное распределение материальных ценностей.

В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физической осязаемой форме, бумажной форме и печатались типографическим способом на специальных бумажных бланках. Ценные бумаги, как правило, изготовляют с достаточно высокой степенью защиты от возможных подделок. В последнее время в связи со значительной степенью оборота ценных бумаг многие из них стали оформлять в виде записей в книгах учета, а также на счетах, ведущихся на различных носителях информации, то есть перешли в физическую неосязаемую(безбумажную) форму. Поэтому на рынке ценные бумаги называют также инструментами рынка ценных бумаг, фондами или фондами носителями.

В случае, если ценные бумаги не существуют в осязаемой форме или если бумажные бланки помещаются в специальное хранилище, владельцу ценной бумаги выдаётся документ, удостоверяющий его право собственности на ту или иную фондовую ценность. Этот документ называется сертификатом ценных бумаг.

Экономическую суть и рыночную форму каждой ценной бумаги можно одновременно рассматривать с разных точек зрения, в связи с чем каждая ценная бумага обладает целым рядом характеристик. Это предопределяет и возможность классификации ценных бумаг по разным признакам.

Возможно разделить все ценные бумаги на две большие группы: денежные и фондовые, т.е. те которые обращаются на рынке капиталов (фондовый рынок).

Ценные бумаги – специфический товар, хотя они, как и любой другой, имеют потребительскую стоимость и цену.

Особенности ценных бумаг состоят в следующем:

1. Потребительская стоимость ценных бумаг состоит в том, что они приносят доход, реализующийся при выплате процентов (по облигациям) и дивидендов (по акциям), а также в результате роста курсовой стоимости ценных бумаг. Суммарный уровень дохода, приносимый ценными бумагами, сравнивается с риском, который несёт её держатель. Цена или курсовая стоимость ценной бумаги, определяется как неодинаковыми, так и общими для них факторами. В долгосрочном плане курсовая стоимость акции предопределяется масштабами накопления перераспределённой прибыли корпораций. В краткосрочном плане курсовая стоимость ценных бумаг находится в прямой зависимости от величины дохода (дивиденды, проценты) и в обратной – от величины банковского процента, причём для акций – процента по краткосрочным банковским вкладам, а для облигаций – по долгосрочным, соответствующим срокам погашения облигаций. Помимо этого, курсовая стоимость испытывает воздействие конъюнктурных факторов, непосредственно влияющих на соотношение спроса и предложения данной ценной бумаги.

2. У ценных бумаг имеется ещё одна характерная черта, благодаря которой они отличаются от других видов помещения судного капитала: это обратимость, т.е. возможность для держателя в любой момент обратить их в деньги. Возможность обратимости в решающей степени зависит от ликвидности рынка, на котором ценные бумаги выступают объектами купли-продажи. Эта ликвидность тем выше, чем чаще оборачивается ценная бумага, чем больше актов купли-продажи с ней совершается.

Указанными особенностями ценных бумаг предопределяется и соответствующее поведение их эмитента и инвестора. Чем больше риск и меньше вероятная ликвидность, тем больше доход вынужден предлагать эмитент. В свою очередь инвестор, формируя спрос, исходит из доходности, рискованности и ликвидности по сравнению с альтернативными инвестициями.

Другие статьи:

Индекс российских инновационных компаний – новый инструмент портфельных инвесторов
Несмотря на широкое применение за рубежом, отраслевые индексы пока мало распространены в России. Причины этого связаны прежде всего с сырьевой ориентацией всей российской экономики, поэтому инвесторы не используют другие индексы, помимо о ...

Инструментарий рынка ценных бумаг в Украине
Законом Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке” закреплен перечень инструментария фондового рынка Украины, т.е. какие могут выпускаться виды ценных бумаг: 1) Акции – это ценные бумаги без установленного срока обращения, которая свиде ...

Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Основная причина пе ...