Факторинг, характеристика его видов

Банковское дело » Финансовые услуги коммерческих банков » Факторинг, характеристика его видов

Страница 1

Факторинг (в переводе с английского - посредничество) - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки, кредитоспособностью клиентов. [11, р.3 гл.2]

Процесс организации факторингового обслуживания в каждом конкретном случае имеет свои специфические особенности, зависящие от множества факторов, которые и определяют вид факторинга. Факторинговые операции осуществляются банком на договорной основе с клиентом.

В договоре о факторинговом обслуживании предусматриваются условия совершения операций; предельные суммы по операциям факторинга; порядок оплаты требований; размер комиссионного вознаграждения; условия расторжения договора; ответственность сторон за нарушение условий договора.

Однако если рассматривать типовой механизм факторинговой операции, то его можно свести к следующему. В осуществлении факторинговой сделки участвуют три стороны:

Фактор - это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги. Поставщик - клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на факторинговое финансирование. Покупатель (должник) - дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку).

Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику(рис.1.).[7,с 211]

Рисунок 1

Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере. Поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим клиентам на сумму 1000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств поставщика перед покупателями (поставка товаров или оказание услуг), перечисляет поставщику первый платеж, например, в размере 80% от суммы переуступленных денежных требований, минус комиссия, к примеру, в размере 3%. Таким образом, поставщик получает 770 рублей (1000*0,8-1000*0,03). Оставшуюся сумму (200 рублей) фактор перечисляет на счет поставщика после получения денег от покупателей.[14]

Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя: 1) процент от оборота поставщика; 2) фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке; 3) процент за пользование денежными ресурсами (полностью относится на себестоимость продукции); 4) помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.

Виды факторинговых сделок

1. Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг международный (international factoring)

Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Центральный Банк Российской Федерации
В течение 1991—1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчёт ...

Структура основных операций коммерческого банка
Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По российскому законодательству к основным банковским операциям относят следующие: - привлечение денежных средств юридических и физичес ...

Классификация депозитов коммерческих банков
Пассивные операции коммерческого банка характеризуют источники средств и природу связей банка. Именно они в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активн ...