Факторинг, характеристика его видов

Банковское дело » Финансовые услуги коммерческих банков » Факторинг, характеристика его видов

Страница 1

Факторинг (в переводе с английского - посредничество) - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки, кредитоспособностью клиентов. [11, р.3 гл.2]

Процесс организации факторингового обслуживания в каждом конкретном случае имеет свои специфические особенности, зависящие от множества факторов, которые и определяют вид факторинга. Факторинговые операции осуществляются банком на договорной основе с клиентом.

В договоре о факторинговом обслуживании предусматриваются условия совершения операций; предельные суммы по операциям факторинга; порядок оплаты требований; размер комиссионного вознаграждения; условия расторжения договора; ответственность сторон за нарушение условий договора.

Однако если рассматривать типовой механизм факторинговой операции, то его можно свести к следующему. В осуществлении факторинговой сделки участвуют три стороны:

Фактор - это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги. Поставщик - клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на факторинговое финансирование. Покупатель (должник) - дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку).

Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику(рис.1.).[7,с 211]

Рисунок 1

Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере. Поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим клиентам на сумму 1000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств поставщика перед покупателями (поставка товаров или оказание услуг), перечисляет поставщику первый платеж, например, в размере 80% от суммы переуступленных денежных требований, минус комиссия, к примеру, в размере 3%. Таким образом, поставщик получает 770 рублей (1000*0,8-1000*0,03). Оставшуюся сумму (200 рублей) фактор перечисляет на счет поставщика после получения денег от покупателей.[14]

Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя: 1) процент от оборота поставщика; 2) фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке; 3) процент за пользование денежными ресурсами (полностью относится на себестоимость продукции); 4) помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.

Виды факторинговых сделок

1. Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг международный (international factoring)

Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Практика андеррайтинга в России
В условиях российского рынка роль андеррайтера выполняют преимущественно коммерческие банки, обладающие значительными свободными финансовыми ресурсами Андеррайтинг - хороший способ нивелировать негативные факторы, сдерживающие развитие р ...

Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды
Поступления налогов в федеральный бюджет в первом квартале выросли на 32%. Всего в январе-марте 2010 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило 825 млрд. р ...

Структура и организация органов федерального казначейства Российской Федерации
В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, включающая Главное управление Федерального казначейства, 89 управлений казначейства по субъектам Росси ...