Функции фондовых бирж

Страница 1

Фондовая биржа представляет собой организованный, регулярно функционирующий, централизованный рынок с фиксированным местом торговли, с процедурой отбора наилучших ценных бумаг и операторов рынка, отвечающих определенным требованиям, с наличием временного регламента торговли и стандартных торговых процедур, с централизацией регистрации сделок и расчетов по ним, установлением официальных (биржевых) котировок и осуществлением надзора за членами биржи.

Фондовые биржи

- это организации, деятельность которых заключается в создании условий для обращения ценных бумаг и определении их рыночных цен. Фондовая биржа должна состоять не менее чем из трех членов, все из которых должны быть ее акционерами. Не акционеры не могут быть членами биржи. Фондовая биржа создается как закрытое акционерное общество.

Фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, осуществляющий свою деятельность на основании лицензии[1] и не совмещающий деятельность по организации торговли с другими видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду[2]. Для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Биржа выполняет следующие функции:

1) Аккумулирование (мобилизация) временно свободных денежных средств (через продажу за ней финансовых активов) и способствование передаче прав собственности.

2) Организация биржевых торгов. Данная функция включает в себя ряд подфункций:

а) Предоставление места для рынка, т. е. места, где может происходить как первичное размещение, так и вторичная перепродажа ценных бумаг.

б) Обеспечение технического доступа к биржевым торгам. Биржа должна использовать современные средства связи, обеспечивать высококвалифицированную систему электронной торговли с помощью оборудования биржевого зала, рабочих мест участников торгов, компьютерного обеспечения всех процессов на бирже и т.д.

в) Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени про ведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий.

г) Разработка правил биржевой торговли, т. е. норм и правил поведения участников торга в зале, а также установление этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

д) Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Эта функция осуществляется с помощью биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржа использует систему безналичных расчетов, зачет взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организует их исполнение.

е) Создание механизма для беспрепятственного разрешения споров, возникающих по заключенным биржевым сделкам в ходе биржевых торгов (биржевой арбитраж). Эта функция, с одной стороны, позволяет выявить недобросовестных участников торга - мошенников, а с другой - уладить все споры, возникающие в ходе торгов из-за неточностей записей о сделках, сбоев в системе компьютерного обеспечения и других человеческих и технических ошибок

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Инструментарий рынка ценных бумаг в Украине
Законом Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке” закреплен перечень инструментария фондового рынка Украины, т.е. какие могут выпускаться виды ценных бумаг: 1) Акции – это ценные бумаги без установленного срока обращения, которая свиде ...

Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Основная причина пе ...

Развитие рынка депозитов и изменения в условиях кризиса
Россияне стали неохотно делать сбережения и предпочитают сразу тратить полученные деньги. Банки перешли к активным рекламным кампаниям и завлекают население прежде всего высокими процентными ставками по вкладам. Однако аналитики отмечают, ...