Организация торговли ценными бумагами, ее методы и механизм

Банковское дело » Фондовые биржи, виды биржевых сделок » Организация торговли ценными бумагами, ее методы и механизм

В зависимости от степени развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, поступающих заказов на покупку и продажу, числа участников торговых операций, динамики изменения цен. Различают два основных способа организации торговли ценными бумагами: простой и двойной аукционы (каждый из которых имеет свои разновидности).

Простой аукцион представляет собой организацию торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели проводят эпизодические сделки напрямую между собой. В зависимости от спроса и предложения простой аукцион может быть организован в виде:

Ø Аукциона продавца («английский аукцион»). На рынке участвует ограниченное количество продавцов и множество конкурирующих между собой покупателей. Продавец устанавливает стартовую цену (начальную). Которая постоянно растет в процессе конкурентных торгов. В конце концов остается один покупатель, готовый заплатить наивысшую цену, с которым и заключается сделка. (по такой системе осуществлялась продажа пакетов акций при приватизации в России).

Ø Аукциона покупателя («голландский аукцион»). На рынке существует много продавцов при ограниченном количестве покупателей ( в основном такая ситуация складывается при реализации акций предприятия, финансовое состояние которого не очень хорошее и владельцы ценных бумаг стремятся избавиться от них). Торги происходят по принципу снижения цен на выставленные ценные бумаги. Победителем становится первый покупатель, согласившийся на предлагаемую цену.

Ø Заочного аукциона («закрытый»). Продавец объявляет о продаже определенного количества ценных бумаг в течение ограниченного периода времени, а покупатели подают заявки на покупку (указывая цены). Затем обрабатываются информация о количестве ценных бумаг и уровень цен. Продавец устанавливает приемлемый уровень цен. Ценные бумаги приобретают инвесторы, чьи предложения по цене были выше цены, устраювающей продавца, или равны ей. (Использовался в России при продаже акций приватизированных предприятий на чековых аукционах и в настоящее время применяется при размещении государственных облигаций).

При двойном аукционе идет одновременная конкуренция как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. В зависимости от методов удовлетворения заявок участников двойной аукцион подразделяется на :

Ø Залповый аукцион (онкольный). Он применяется при недостаточно ликвидном рынке, когда сделки совершаются нерегулярно, их объемы невелики, а разница в ценах относительно небольшая. Периодичность удовлетворения заявок («проведения залпов») определяется ликвидностью рынка. Особенность заключается в определении цены аукциона, которая должна быть единой для всех участников сделки.

Ø Непрерывный аукцион. Регистрация цен на продажу и покупку ценных бумаг осуществляется одновременно. В ряде случаев торги проводятся по принципу «толпы», при котором брокеры в специально отведенных местах «с голоса» заключают между собой сделки под контролем служащих биржи. На электронном табло указываются наилучшая цена на продажу и на покупку, время совершения последней сделки. По результатам торговой сессии биржа публикует информацию о количестве и объеме сделок по каждому виду ценных бумаг, наилучших ценах на покупку и продажу в течение биржевого дня, цену открытия (в начале дня) и закрытия (на момент закрытия биржи).

Немного хотелось бы остановиться на “внебиржевой” торговле ценными бумагами (посредством компьютеров) - на примере ФРГ.

На рынке ценных бумаг существует меньше правовых ограничений, чем можно было бы предположить. В целом все поддерживается рядом джентльменских соглашений. Использование компьютеров поколебало многие биржевые устои, хотя все шло под лозунгом внедрения электронных средств обработки данных и “прозрачности” рынка.

Ранее было возможно поддерживать правильный рыночный механизм непосредственно на бирже. Торговцы собирались. Спрос и предложение сочетались, цены заявлялись вслух, и каждый владел информацией. Рынок и был “прозрачен”. Теперь это тоже так – компьютер развил внебиржевую торговлю, составив конкуренцию традиционным биржам. “Прозрачность” рынка компьютер обеспечивает не хуже биржи. Любой, располагающей оборудованием, может быть в курсе состояния рынка (достаточно ввести свой курс, а остальное сделает специальная программа).

С развитием средств электронной связи “внебиржевая” торговля постоянно совершенствуется, вовлекая в себя все новых участников.

Многие опасаются, что традиционная биржа станет лишь придатком, а основной поток сделок пойдет по другим каналам, что угрожает существованию целых профессиональных отраслей маклеровской и банковской деятельности. Но биржи все еще существуют. В ФРГ они пользуются законодательным покровительством и поощрением.1

Другие статьи:

Аналитическое исследование Газпромбанка
Газпромбанк (Открытое акционерное общество) – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансо ...

Цена и жизненный цикл страхового продукта
В настоящее время состояние страхового рынка характеризуется все большим ужесточением конкуренции. Это касается в первую очередь таких массовых видов страхования, как страхование грузов, недвижимости и иного имущественного страхования, а ...

Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения
Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработ ...