Сущность и появление бирж

Вначале появились товарные биржи, на которых обращались стандартные, взаимозаменяемые товары. Затем по мере развития из товарных бирж вышли фондовые отделы товарных бирж и фондовые биржи. XVI–XVII вв. – период развития бирж. В 1531–1538 гг. появились крупные биржи в Амстердаме, Антверпене. C 1607 г. начала действовать Амстердамская фондовая биржа, был отобран механизм биржевых спекуляций. В 1705 г. фондовая биржа появилась в России (в Петербурге). До середины XX в. (почти 200 лет) лидирующее положение занимала Лондонская фондовая биржа, затем первенство перешло к американской бирже в Нью-Йорке. В 80-х годах она занимала первое место в мире по объему операций с ценными бумагами. В настоящее время существует около 150 бирж в мире. Некоторые из них (более 30) входят в Международную федерацию фондовых бирж (МФФБ), штаб-квартира которой находится в Париже. Целью МФФБ является координация структур рынков ценных бумаг и обеспечение равных прав для всех акционеров. На ежегодных совещаниях МФФБ рассматриваются такие вопросы, как законодательство и регулирование торговли ценными бумагами, влияние экономической политики на фондовый рынок, развитие технологии биржевого дела и др.

Биржа – это некоммерческая организация, то есть бесприбыльная организация, освобожденная от уплаты налога на прибыль. Для покрытия расходов по организации биржевой торговли с участников взимается ряд платежей (налог на сделку, заключенную в торговом зале; плата компаний за включение их ценных бумаг в биржевой список; ежегодные взносы членов биржи и т.п.). Все эти взносы и составляют основные статьи доходов биржи, которые идут на содержание учреждения биржи и заработную плату ее служащим.

В качестве товара на фондовой бирже выступают ценные бумаги, а в качестве цен на эти товары – курсы этих бумаг. Способ назначения цены на бирже аукционный – ее выкрикивают. Существуют и электронные биржи, но преимущество остается за классическими биржами.

На бирже могут продаваться не все товары, а только допущенные на нее. Да и способы купли-продажи значительно разнообразнее и более регламентированы. Товары, попадающие на биржу, обязательно проходят процедуру листинга, включение ценных бумаг в котировальный список («лист») биржи, после чего такие ценные бумаги называются списочными. Для того чтобы попасть в этот список, ценные бумаги предприятий должны отвечать определенным требованиям, предъявляемым биржей. В частности, эти требования касаются уровня выручки, величины рабочего капитала, рыночной цены выпуска ценных бумаг, объема размещаемых ценных бумаг путем открытой подписки и т.п. Эти требования могут быть различны на разных биржах. После предоставления заявки на листинг специальная комиссия на бирже изучает ее, и в случае удовлетворения взаимных требований предприятие подписывает с биржей официальное соглашение о листинге.

Основными функциями биржи являются мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг, установление их рыночной стоимости, перелив капитала между отраслями, компаниями и сферами, обращение ценных бумаг на вторичном рынке, создание постоянно действующего рынка для более качественных ценных бумаг, определение цен на ценные бумаги (способствует их формированию), распространение информации о ценных бумагах, котирующихся на бирже (принцип «информационной прозрачности»), поддержание профессионализма участников торгов и в определенной мере контроль за их деятельностью, сведение покупателя и продавца с целью заключения сделки. Биржа является барометром деловой активности, индикатором рыночной конъюнктуры, отражает циклический характер воспроизводства.

Процесс торговли происходит только в специально отведенном месте на бирже – торговом зале, который разбит на секции («ямы» или «круги»), в которых ведется торговля одним определенным видом ценных бумаг или работа по совершению сделок с теми или иными ценными бумагами ведется по расписанию. Торговлю в «яме» ведут сразу несколько профессионалов (брокеров, дилеров, специалистов), их число может доходить до 75 и более человек. Естественно, что в такой толпе («яма» традиционно 8–12 метров в диаметре) найти какого-либо конкретного человека трудно. Для облегчения этой задачи на одежде каждого из брокеров могут находиться крупные цифры и буквы. Эти обозначения необходимы и посыльным, которые доставляют приказы о купле-продаже своим брокерам «на паркете». Такая ситуация возникает тогда, когда клиент, желающий совершить сделку, передает заявку во время биржевой сессии дежурящему у телефона в помещении биржи посыльному. Получив распоряжение, клерк передает его в «яму» через посыльного, одновременно записывая решение о купле или продаже с отметкой о времени получения поручения клиента. Сведения о желании заключить определенную сделку передаются особым, хорошо известным всем участникам торгов способом. Сведения выкрикиваются и сопровождаются определенными жестами. Получив через посыльного распоряжения клиента, брокер записывает их на специальном бланке. Когда цены выходят за допустимые для брокера рамки, он рвет свои карточки и подбрасывает их вверх. Это означает, что работа брокера под этим распоряжением пока закончилась безрезультатно. В случае, если сделка заключена, брокер вносит на свой специальный бланк номер своего контрагента, время заключения сделки, месяц ее ликвидации, цену и объем продажи (или покупки). Эти данные немедленно передаются присутствующим в каждой «яме» наблюдателям биржи и в компьютерную систему счета. Информация о цене поступает на специальное табло торгового зала биржи, а также передается на другие биржи и биржевым службам информационных компаний, после чего заносится в информационный банк данных и используется при расчетах «текущей» цены (курса).

Другие статьи:

Основные методы управления инвестиционными рисками
Основным способом исключения базового (или первичного) для данной системы риска является использование системы специализированных институтов выполняющих функцию посредника между инвестором и его собственностью (или другим посредником). В ...

Андеррайтинг: зарубежный опыт
Опыт фондовых рынков стран Европейского союза, где в синдикатах банков выделяются функциональные группы по покупке и группы по продаже ценных бумаг, нехарактерен для российского рынка, следует рассматривать каждого андеррайтера в синдикат ...

Перспективы развития фондового рынка Украины
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с агентством США по международному развитию и Financial Markets International, Inc. (FMI) организовали Стратегическую группу по вопросам развития фондового рынка Украи ...