Регулирование фондового рынка

Страница 2

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

· систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);

· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

· государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

· государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка:

Первая концепция – регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример – Франция.

Вторая концепция – максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример – Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить что, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям и т.д.).Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.

Структура органов государственного регулирования российского фондового рынка в настоящее время еще не сложилась. Высшими органами государственной власти являются: Государственная дума, президент, Правительство. Государственными органами регулирования фондового рынка являются: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Госстрахнадзор.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Экономическая сущность
Вопрос об экономической сущности ценных бумаг дискутируется до сих пор, хотя ценные бумаги в никем не оспариваемых формах существуют уже сотни лет. Экономическую сущность ценных бумаг нельзя рассматривать в отрыве от развития банковского ...

Прекращение залога
Действующая в настоящее время норма ст. 352 ГК РФ также содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения залога. Однако ст.352 ГК РФ не предусматривает таких важных оснований прекращения залога как прекращение по соглашению сторон, п ...

Сущность корпоративного управления, его роль и значение в рыночных условиях
Для отражения сущности термина "корпоративное управление" необходимо провести обзор литературных источников. Единого универсального определения, применимого для всевозможных ситуаций, стран и правовых систем, не существует. По ...