Развитие рынка депозитов и изменения в условиях кризиса

Банковское дело » Формирование и оценка депозитной политики коммерческого банка » Развитие рынка депозитов и изменения в условиях кризиса

Страница 1

Россияне стали неохотно делать сбережения и предпочитают сразу тратить полученные деньги. Банки перешли к активным рекламным кампаниям и завлекают население прежде всего высокими процентными ставками по вкладам. Однако аналитики отмечают, что «эра высоких ставок» может в скором времени закончится.

Агентство по страхованию вкладов подвело итоги социсследования «Инвестиционно-сберегательное поведение населения России в условиях глобальной социально-экономической нестабильности», проведенного ВЦИОМ в марте 2009 года. Опасения подтвердились: кризис «съел» доходы россиян, что не лучшим образом отразилось на сберегательной активности граждан.

О снижении своих доходов заявили 44% респондентов, об их увеличении – лишь 9%. В результате сберегательная активность населения пошла на спад. В течение этого года открывать новые банковские вклады или пополнять уже существующие намерены только 9% опрошенных. При этом 8% респондентов указали на то, что они вообще не видят смысла делать сбережения. Среди наиболее весомых причин фигурируют инфляция, низкий уровень доходов, недоверие к банкам, основанное на негативном опыте 90-х годов и нестабильная экономическая ситуация.

Однако в целом изменение экономической ситуации не оказало чрезмерного негативного влияния на доверие граждан к банковской системе. Вкладчиками по-прежнему являются 36% взрослого населения страны и практически никто из респондентов не намерен закрывать депозиты до истечения срока действия договора. Те же, кто все-таки забрал деньги из банка или собирается это сделать в ближайшее время, а это 6% опрошенных или 17% вкладчиков, свое решение обосновывают по-разному. 38% респондентов ссылаются на нехватку средств на жизнь, 19% на перевод накоплений в наличную валюту, еще 19% – собираются потратить деньги на крупную покупку.

Наиболее сильно разнятся мотивы изъятия денег из банка у двух возрастных групп: 18–24 года и 45–59 лет. В первой возрастной группе доминирующим стало намерение вложить деньги в крупную покупку, в то время как во второй – нехватка средств на жизнь. Больнее всего кризис ударил по гражданам предпенсионного возраста. А поскольку они проводят наиболее активную сберегательную политику, то ухудшение их материального положения является дополнительным фактором негативного воздействия на рынок банковских вкладов.

Очевидно, что роль сбережений граждан в фондировании банковской системы имеет тенденцию к краткосрочному снижению. При этом зависимость от средств населения уже привела к тому, что банки повысили ставки по вкладам, в среднем, на 1-2%.

«Повышение ставок по депозитам связано с тем, что для банков этот вид пассивов является одним из самых дешевых, даже несмотря на кажущиеся высокими ставки, – комментирует вопрос начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин. – Для того, чтобы занять средства у Банка России нужны подходящие залоги, а на рынке ставки высокие, да и долгосрочные деньги найти сложно. Поэтому привлечение средств на депозиты является на данный момент одним из самых удобных инструментов получения долгосрочных ресурсов»[9].

С начала года в банках наметилась тенденция перевода частными клиентами средств с срочных рублевых вкладов в срочные депозиты в иностранной валюте. В связи с этим, доля вкладов в иностранной валюте в общем объеме привлеченных средств физических лиц резко увеличилась.

В начале марта 2009 года впервые зафиксирован небольшой приток средств в рублевые вклады. Привлечению внимания вкладчиков по-прежнему способствуют маркетинговые акции и подарки. Однако на сегодняшний день гарантированный приток клиентов по программам депозитов дает репутация банка и его стабильное финансовое положение. Помимо высоких ставок и удобных условий по вкладам, банки применяют креативный подход в политике продвижения вкладов, делая упор на стабильность и надежность банковской системы в целом и конкретных банков в частности.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Структура ресурсов банка
С позиций формирования ресурсной базы все финансовые институты делятся на две категории: депозитные и недепозитные институты . Депозитные институты: Коммерческие банки предлагают чековые и сберегательные счета физическим лицам, предприн ...

Инфляция и её виды
Понятие "инфляция" (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ...

Состояние и тенденции развития рынка коллекторских услуг
В апреле 2007 года в России создана Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА)[29]. Основными предпосылками для создания НАПКА стали рост объемов кредитования и последовавший за ним рост объемов просроченной ...