Управление портфелем ценных бумаг

Рынок ценных бумаг изменчив. Чтобы структура портфеля соответствовала его типу, необходимо им управлять. Под управлением портфелем понимается применение к совокупности различных видов ценных бумаг таких методов, которые обеспечивают решение следующих задач:

· сохранение первоначально инвестированных средств;

· получение максимального дохода;

· обеспечение инвестиционной направленности портфеля.

Процесс управления направлен на сохранение основного инвестиционного качества портфеля и тех свойств, которые бы соответствовали интересам его держателя. Поэтому необходима текущая корректировка структуры портфеля на основе мониторинга факторов, которые могут вызвать изменение в составных частях портфеля.

Способ управления портфелем может быть активным или пассивным.

Активная модель управления

предполагает тщательное отслеживание и немедленное приобретение фондовых активов, которые отвечают инвестиционным целям портфеля, то есть быстрое изменение состава фондовых инструментов. При этой модели управления менеджер, который занимается активным управлением, должен уметь отследить и приобрести наиболее перспективные ценные бумаги и быстро избавляться от низкодоходных активов.

Менеджер должен сопоставлять стоимость, доходность, риск и другие инвестиционные характеристики вновь сформированного портфеля с учетом вновь приобретенных ценных бумаг и продажи низкодоходных активов. При этом важно не допустить снижения стоимости портфеля и потерю им инвестиционных свойств.

Менеджер должен уметь предугадывать конъюнктуру фондового рынка и превратить в реальность то, что предсказывает анализ.

Пассивная модель управления

предполагает создание хорошо диверсифицированных портфелей с заранее определенным уровнем риска, рассчитанным на длительную перспективу. Продолжительность существования сформированного портфеля при данной модели управления предполагает стабильность процессов на фондовом рынке. В условиях высоких темпов инфляции, а также нестабильной конъюнктуры фондового рынка пассивное управление малоэффективно.

При этом надо иметь в виду, что, во-первых, пассивное управление эффективно лишь в отношении портфеля, состоящего из низкорискованных ценных бумаг, а их на российском фондовом рынке немного. Во-вторых, ценные бумаги должны быть долгосрочными для того, чтобы портфель существовал в неизменном состоянии длительное время. Отечественная практика свидетельствует, что динамизм российского рынка не позволяет портфелю иметь низкий оборот, так как велика вероятность потери не только доходов, но и основного капитала.

Сигналом к изменению уже имеющегося сформированного портфеля при пассивном управлении служат не рыночные изменения, как в случае активного управления, а падение доходности портфеля ниже минимальной.

Одним из элементов обоих способов управления портфелем является мониторинг – непрерывный детальный анализ:

· фондового рынка в целом и тенденций его развития;

· отдельных секторов фондового рынка;

· финансово-экономических показателей фирмы-эмитента ценных бумаг;

· инвестиционных качеств ценных бумаг.

Конечной целью мониторинга является выбор ценных бумаг, обладающих инвестиционными свойствами, которые соответствуют данному типу портфеля.

Активный и пассивный способы управления осуществляются либо на основе поручения клиента и за его счет, либо на базе договора.

Другие статьи:

Эволюция форм оптовой торговли и появление товарных бирж
Современные товарные биржи являются результатом длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно одним из видов организованного товарного рынка. Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать караванну ...

Современная банковская система России
Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков на паевой и акционерных основах. Параллельно с созданием к ...

Понятие фондовых бирж, история их происхождения и развития, основные цели, функции и задачи
Биржа (голл.beurs, нем.Börse) – регулярно функционирующий организационно-оформленный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров; учреждение в котором осуществляется купля-прод ...