Институционально -правовое регулирование

Банковское дело » Формирование рынка ценных бумаг в Украине » Институционально -правовое регулирование

Эту форма регулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной по отноше­нию к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация - это доб­ровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынка ценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондо­вому рынку [2].

Однако, не смотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждый профессиональный участник рынка обязательно должен быть уча­стником одной из саморегулируемых организаций.

На начальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемами образования, ор­ганизацией обмена опытом, предоставлением консультаций государственным и част­ным структурам и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако, их значение часто выхо­дит за внутренние рамки этих организаций.

Контроль за саморегулируемыми организациями осуществляют соответству­ющий государственный орган.

На следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники рынка ценных бумаг,

т.к. такая система способствует внедрению мирового опыта дея­тельности на рынке, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.

В октябре 1997 г. организации ПАРД, ПФТС и УАИБ получили первые временные свидетельства на осуществление деятельности в качестве СРО. Всего по состоянию на начало 2000 года на фондовом рынке Украины статус СРО имеют десять таких организаций: ПАРД, ПФТС, УАИБ, Николаевская ТИС, КМФБ, УФБ, УМВБ и дру­гие. Стоит задача на добровольной основе сократить их количество [7].

Обязанность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом орга­низации, подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто не менее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например, бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО, ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведется активная работа по становлению соответствующих саморегулируемых орга­низаций (УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнение руководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессе регулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять только ограниченные функции.

Другие статьи:

Индекс S&P, индексы S&P 100 и S&P 500
Индекс S&P - известный американский индекс, рассчитывается агентством Standard&Poor's. Как видно из названия, в состав индекса входит 100 (либо 500) самых крупных американских компаний. Таким образом, индекс S&P охватывает бол ...

Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем страхового дела
Страхование является одним из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса. Развитие в нашей стране рыночных отношений, включение в мировые интеграционные процессы заставляет уже сегодня приближаться к требовани ...

Доходы и риски инвестиционной деятельности банков
Доходность инвестиционной деятельности коммерческих банков зависит от ряда экономических факторов и организационных условий, среди которых определяющая роль принадлежит таким, как: стабильно развивающаяся экономика государства; наличие ...