Функции банков как агентов валютного контроля

Банковское дело » Функции банков как агентов валютного контроля

Страница 5

Кроме того, банковский контроль согласно Инструкции № 151 можно назвать, в какой-то мере, предварительным, поскольку он совершается, главным образом, на стадии визирования паспорта сделки.

В соответствии с п. 10 Положения, логическим продолжением которого выступает Инструкция № 151, при проведении внешнеторговых операций на банки возложены следующие функции:

- визирование паспорта сделки (далее - ПС);

- осуществление расчетного обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только после представления ими зарегистрированного ПС;

- контроль за правильностью проведения клиентами платежей по импорту и представления информации о поступлении денежных средств от экспорта.

ПС - основной документ контроля внешнеторговых операций, порядок заполнения и использования которого определяется постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 07.07.2001 № 32 "О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами" (далее - постановление № 32), поскольку именно таможенные органы регистрируют ПС. Банки ПС лишь визируют.

Оформление ПС осуществляется по каждому внешнеторговому договору (в том числе с резидентами РФ), если одновременно соблюдаются три условия:

1) стоимость экспортируемых или импортируемых товаров 8 не менее 1500 евро;

2) товары будут использоваться в одном из следующих таможенных режимов 9 : а) выпуск для свободного обращения; б) реимпорт; в) магазин беспошлинной торговли; г) переработка на таможенной территории; д) переработка под таможенным контролем; е) свободная экономическая зона; ж) свободный склад; з) экспорт; и) реэкспорт.

В случае использования товаров в указанных таможенных режимах предъявление ПС является условием выдачи таможенными органами соответствующих разрешений. Для целей осуществления валютного контроля допускается указание номера ПС при помещении товаров под таможенные режимы уничтожения, отказа в пользу государства и таможенного склада;

3) отсутствует одно из обстоятельств, наличие которых освобождает от необходимости оформления ПС. К числу последних относятся: оплата импорта товаров ценными бумагами, экспорт товаров на условиях 100%-ой предоплаты, импорт товаров, приобретенных резидентами в розничной торговле за границей, и некоторые другие случаи, перечисленные в подп. 3.4 постановления № 32.

Согласно Инструкции № 151 при визировании ПС в обязанность банка входит сопоставление следующих граф ПС с соответствующими сведениями из внешнеторгового договора (с учетом документов, указанных в графе 44 ("Дополнительная информация / представляемые сведения")):

- графа 9 ("Получатель платежа / Плательщик"), в которой указываются наименование и юридический адрес фактического получателя по экспорту или фактического плательщика по импорту;

- графа 22 ("Валюта и общая фактурная стоимость товаров"), где указывается цифровой код валюты оценки в соответствии с условиями договора;

- графа 28 ("Финансовые и банковские сведения") - указывается наименование банка, где открыт счет лица, названного в графе 9, на который поступают платежи за указанные в ПС товары.

В настоящее время банки не осуществляют больше контроль за заполнением графы 13, где указывается валюта платежа (если она отличается от валюты оценки, указанной в графе 22, и определяется по курсу на дату платежа). Согласно п. 5 письма Национального банка Республики Беларусь от 03.10.2006 № 21-20/931 "О применении норм Инструкции о выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля" разъяснено, что соответствие указанной в платежной инструкции валюты платежа условиям договора проверяется банком только в случае наличия во внешнеэкономическом договоре указания на конкретную валюту, в которой должны проводиться расчеты. В противном случае клиент имеет право проводить данные расчеты с нерезидентом в любой валюте в соответствии с валютным законодательством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Особенности исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
С 1 января 2010 года действует новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС, регулирует который Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд соц ...

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг в РФ – проблемы и перспективы
В последнее время ЦБ РФ, Минфин, Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП), и Федеральная комиссия по ценным бумагам, то есть все заинтересованные ведомства, так или иначе причастные к государственному регулированию рынка ...

Социальная ипотека
Социальная ипотека – это возможность получить финансовую поддержку государства при покупке жилья по ипотеке социально незащищенными гражданами для улучшения жилищных условий. На сегодняшний день установлена норма (18 кв.м. на человека), в ...