Функции банков как агентов валютного контроля

Банковское дело » Функции банков как агентов валютного контроля

Страница 6

Основания отказа в визировании ПС следующие: а) несоответствие вышеуказанных граф реквизитам внешнеторгового договора; б) наличие исправлений в графах 9, 22, 28, 44; в) непредставление клиентом документов (копий), указанных в графе 44; г) отсутствие во внешнеторговом договоре с учетом всех приложений, указанных в графе 44 ПС, предмета договора, количества и цены (стоимости) товара, условий расчета, наименований и банковских реквизитов договаривающихся сторон, юридического адреса нерезидента-контрагента (в табл. 2 эти реквизиты помечены звездочкой (*)). 10

Заметим, что в настоящее время ни Инструкция № 89, ни Инструкция № 151 не возлагают на банки обязанность контроля за сроками поставки товара, поскольку это функция уже других органов и агентов валютного контроля.

Изменение банковских реквизитов (наименование и код белорусского банка) является основанием для визирования нового ПС. Однако случай, упомянутый в Инструкции № 151, не единственный. Согласно подп. 3.5 постановления № 32 таможенные органы по заявлению субъекта хозяйствования обязаны зарегистрировать новый ПС при: а) изменении таких условий договора, как цена (стоимость) или номенклатура товаров, валюта платежа, форма расчетов (с товарной на денежную и наоборот, проведение зачета); б) изменении плательщика при импорте и получателя средств при экспорте (или их банковских реквизитов); в) получении разрешения Минторга на продление срока проведения внешнеторговой операции.

По заявлению плательщика таможенные органы регистрируют новый ПС и при других изменениях условий договора, имеющих значение для осуществления валютного контроля.

Инструкция № 153 - еще один важный документ в части валютного контроля, осуществляемого банками. Контроль за авансовыми платежами резидентов является одной из форм валютных ограничений и преследует две главные цели: а) защиту интересов государства от неблагоприятных изменений в платежном балансе (счет текущих операций), которые могут быть вызваны фактами неисполнения своих договорных обязательств нерезидентами; б) защиту интересов самих импортеров-резидентов путем их переориентации на менее рискованные условия платежа.

Данная форма валютных ограничений была введена еще Основными положениями о регулировании валютных операций на территории СССР (письмо Госбанка СССР от 24.05.1991 № 352), согласно п. 2а разд. II которых авансовые платежи резидента по импорту товаров и услуг на суммы более 20 тыс. инвалютных рублей, превышавшие 30% стоимости этих товаров и услуг, требовали разрешения (лицензии) Госбанка СССР. Позднее данная сумма последовательно повышалась с 10 тыс. долл., сначала до 100 тыс., 500 тыс. и, наконец, 3 млн долл. США.

На сегодняшний день сумма в 3 млн долл. в эквиваленте может быть выражена в любой валюте (как в иностранной, так и в белорусских рублях). Причем эта сумма определяется в разрезе отдельно взятого банка, в котором у импортера открыты счета. Если же таких счетов несколько (в разрешенных случаях), то предельная сумма рассчитывается по каждому банку, а не по всем счетам данного импортера, открытым в различных банках. Такую норму можно объяснить тем, что уполномоченный банк как агент валютного контроля лишен возможности контролировать операции клиента, осуществляемые последним через другие белорусские банки.

Превышение лимита в 3 млн долл. возможно только при наличии у резидента: 1) банковской гарантии или резервного аккредитива банка-нерезидента, обеспечивающих исполнение обязательств по возврату авансового платежа (Advance Payment Guarantee, Advance Payment Standby) либо надлежащее исполнение внешнеторгового договора (Performance Bond, Performance Standby); 2) заключенного между юридическим лицом - резидентом и страховой организацией - резидентом договора добровольного страхования предпринимательского риска юридического лица - резидента, при условии установления в договоре страхования страховой суммы, равной сумме превышения либо более; 3) разрешения Нацбанка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Основные задачи регулирования и развития рынка ценных бумаг
По состоянию на начало 2009 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как сред ...

Система клиринга
При больших оборотах на бирже контроль за каждой отдельной сделкой, даже стандартизованной, оказывается очень хлопотным и дорогим делом. Для его реализации вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и входит контроль ...

Иностранные страховые компании в России на современном этапе
В начале 90-х гг. ушла в прошлое существовавшая более 70 лет государственная монополия по предоставлению страховых услуг практически только на централизованно-плановой основе. На современном этапе страхование превратилось в либерализованн ...