Функции банков как агентов валютного контроля

Банковское дело » Функции банков как агентов валютного контроля

Страница 7

Действие Инструкции № 153 распространяется только на авансовые платежи в форме банковского перевода. Объясняется это тем, что под авансовыми платежами в ней понимаются любые платежи по внешнеторговому договору до момента представления в банк документов, подтверждающих поступление товаров на территорию Беларуси. Поэтому авансовые платежи при проведении документарных операций невозможны по определению, кроме разве что редко встречающейся формы документарного аккредитива с красной оговоркой. Кроме того, действие Инструкции № 153 ограничивается платежами за товары по причине, видимо, сложности документального контроля за движением работ, услуг и иных нематериальных объектов.

Заметим также, что ни Инструкция № 89, ни Инструкция № 151 не обязывает банки как агенты валютного контроля осуществлять контроль за движением товаров, а лишь Инструкция № 153, поскольку получение товаров по ранее произведенным авансовым платежам уменьшает лимит авансовых платежей (см. также п. 3 вышеназванного письма Нацбанка от 03.10.2006 № 21-20/931).

Кроме того, валютный контроль, в том числе при осуществлении международных расчетов, дополняется другими видами финансового контроля, осуществляемого банками, в частности:

а) налоговым контролем (Указ Президента Республики Беларусь от 12.03.2003 № 104 "Об оффшорном сборе", а также случаи, когда банки-резиденты выступают в качестве налоговых агентов);

б) контролем за "отмыванием денег" в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 № 426-3 "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности", который предусматривает следующие обязанности банков:

- проводить идентификацию лиц, совершающих финансовые операции;

- регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его первый экземпляр в орган финансового мониторинга КГК не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции; при поступлении средств по международным расчетам - не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов; при приостановлении финансовой операции - в день ее приостановления;

- приостанавливать финансовую операцию, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, либо если лицо, совершающее финансовую операцию, находится под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью. В случае поступления денежных средств они зачисляются на счет получателя с последующим приостановлением расходных операций по счету в размере суммы поступивших денежных средств;

- представлять по запросу органа финансового мониторинга информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

- хранить вторые экземпляры специальных формуляров и документы, связанные с осуществлением и (или) совершением финансовых операций, подлежащих особому контролю, не менее пяти лет со дня их заполнения;

в) финансовым мониторингом в отношении всех безналичных платежей как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, который осуществляется путем ежедневного представления соответствующей информации в КГК согласно Инструкции о порядке представления в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь и банками Республики Беларусь информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте, утвержденной постановлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2004 № 1/134;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Организация казначейского исполнения бюджета в условиях перехода на единый казначейский счет
В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохрананности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о х ...

Современное состояние коммерческих банков в Российской Федерации
Широ­кие функциональные возможности банков определяют их высокую значимость в обеспечении финан­совой стабильности и перспектив развития российской экономики. Однако за полтора десятилетия рыночных преобразований в Рос­сии масштабы банко ...

Динамика комиссионных доходов в банковской системе Украины в 2003 – 2006 годах
По состоянию на 1 июля 2006 года лицензию Национального банка на осуществление банковских операций в Украине имели 165 банков, в том числе: 131 банк (79,3 % от общего количества действующих банков) – акционерные общества (из них: 89 банко ...