Функции банков как агентов валютного контроля

Банковское дело » Функции банков как агентов валютного контроля

Страница 7

Действие Инструкции № 153 распространяется только на авансовые платежи в форме банковского перевода. Объясняется это тем, что под авансовыми платежами в ней понимаются любые платежи по внешнеторговому договору до момента представления в банк документов, подтверждающих поступление товаров на территорию Беларуси. Поэтому авансовые платежи при проведении документарных операций невозможны по определению, кроме разве что редко встречающейся формы документарного аккредитива с красной оговоркой. Кроме того, действие Инструкции № 153 ограничивается платежами за товары по причине, видимо, сложности документального контроля за движением работ, услуг и иных нематериальных объектов.

Заметим также, что ни Инструкция № 89, ни Инструкция № 151 не обязывает банки как агенты валютного контроля осуществлять контроль за движением товаров, а лишь Инструкция № 153, поскольку получение товаров по ранее произведенным авансовым платежам уменьшает лимит авансовых платежей (см. также п. 3 вышеназванного письма Нацбанка от 03.10.2006 № 21-20/931).

Кроме того, валютный контроль, в том числе при осуществлении международных расчетов, дополняется другими видами финансового контроля, осуществляемого банками, в частности:

а) налоговым контролем (Указ Президента Республики Беларусь от 12.03.2003 № 104 "Об оффшорном сборе", а также случаи, когда банки-резиденты выступают в качестве налоговых агентов);

б) контролем за "отмыванием денег" в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 № 426-3 "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности", который предусматривает следующие обязанности банков:

- проводить идентификацию лиц, совершающих финансовые операции;

- регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его первый экземпляр в орган финансового мониторинга КГК не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции; при поступлении средств по международным расчетам - не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов; при приостановлении финансовой операции - в день ее приостановления;

- приостанавливать финансовую операцию, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, либо если лицо, совершающее финансовую операцию, находится под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью. В случае поступления денежных средств они зачисляются на счет получателя с последующим приостановлением расходных операций по счету в размере суммы поступивших денежных средств;

- представлять по запросу органа финансового мониторинга информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

- хранить вторые экземпляры специальных формуляров и документы, связанные с осуществлением и (или) совершением финансовых операций, подлежащих особому контролю, не менее пяти лет со дня их заполнения;

в) финансовым мониторингом в отношении всех безналичных платежей как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, который осуществляется путем ежедневного представления соответствующей информации в КГК согласно Инструкции о порядке представления в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь и банками Республики Беларусь информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте, утвержденной постановлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2004 № 1/134;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Банковская система Республики Беларусь - составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Главенствующее поло ...

Оценка объекта недвижимости
Классическая теория оценки различает понятия «цена» и «стоимость» объекта недвижимости. Стоимость отражает гипотетическую сумму денег, на которую можно обменять оцениваемый объект с учетом конкретных условий. Стоимость определяется потенц ...

Основные задачи регулирования и развития рынка ценных бумаг
По состоянию на начало 2009 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как сред ...