Цели и инструменты денежно–кредитной политики банка России

Банковское дело » Цели и инструменты денежно–кредитной политики Банка России » Цели и инструменты денежно–кредитной политики банка России

Страница 1

Со времен появления первых банков кредитно – денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в процессе постоянных структурных изменений: перестраивается кредитная система, возникают новые виды финансово – кредитных институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово – кредитных институтов. Существенно меняется и деятельность банков: растет их самостоятельность и значение в экономике; расширяются функции; изыскиваются пути повышения эффективности банковского обслуживания клиентов; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово – кредитных учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральные банки.

Свою историю Центральный банк Российской Федерации ведет с середины XIX века. На сегодняшний день можно выделить главную задачу Банка России – обеспечение стабильности национальной денежной единицы, которая невозможна без реализации единой государственной денежно – кредитной политики. Центральный банк РФ регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В современном мире денежно – кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. П. Самуэльсон еще в 1951 г. Писал так: «…с помощью соответствующей денежно – кредитной политики… возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост».

Денежно – кредитная политика – это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воздействие на денежно – кредитную систему преимущественно рыночных инструментов с целью создания для экономического роста в стране.

Проводниками денежно–кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы:

Институты, основным назначением которых и является проведение денежно – кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и для России, это Центральный банк;

Институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно – кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства, Федеральные службы по финансовым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.

Главная роль среди названных институтов отводится Центральному банку, так как именно он разрабатывает основные направления единой государственной денежно – кредитной политики и координирует ее реализацию.

Конечными целями денежно–кредитной политики являются:

Обеспечение стабильности цен;

Полная занятость трудоспособного населения;

Рост реального объемного производства;

Устойчивый платежный баланс страны.

Для достижения поставленных стратегических целей Центральный банк может проводить политику денежно кредитной рестрикции либо денежно кредитной экспансии.

Политика денежно – кредитной рестрикции направлена на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно – кредитная рестрикция может осуществлять путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант – косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется, прежде всего, посредством повышения процентных ставок. Большим недостатком денежно – кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего и внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Основная причина пе ...

Приобретение ценных бумаг
Операции банка по вложению средств в ценные бумаги при условии эффективной их организации обеспечивают банку значительные доходы. В зависимости от типа ценных бумаг эти операции можно разделить на учетные, инвестиционные и операции РЕПО. ...

Доходы и риски инвестиционной деятельности банков
Доходность инвестиционной деятельности коммерческих банков зависит от ряда экономических факторов и организационных условий, среди которых определяющая роль принадлежит таким, как: стабильно развивающаяся экономика государства; наличие ...