Процентный риск, методы его оценки и управления

Банковское дело » Цели и инструменты денежно–кредитной политики Банка России » Процентный риск, методы его оценки и управления

Страница 2

· Наблюдение за соответствием процентной маржи сложившемуся стандарту или данным соответствующих банков;

· Анализ изменения составляющих компонентов процентной маржи для определения, какая из категорий доходов (расходов) вызывает ее общее изменение;

· Определение пределов, в которых изменение процентной маржи требует принятия управленческих решений.

Распределение ссуд на долгосрочные и краткосрочные, имеющие обеспечение и высоко рискованные, а также по объектам кредитования определяет различную доходность вложений. С другой стороны, для расходов банка имеет существенное значение соотношение между ресурсами, купленными у ЦБ РФ, других кредитных учреждений, привлеченными депозитами и прочими источниками.

Кроме названных факторов размер процентной ставки находится под непосредственным воздействием соотношения кредитных вложений и их источников по времени платежа, а также по степени срочности пересмотра процентных ставок. В нашей стране, при действующей практике кредитования, как правило, применяются фиксированные ставки, не подлежащие пересмотру до окончания срока кредитной сделки.

Развивая рыночный механизм, нельзя не учитывать опыт западных стран, применяющих одновременно целый набор процентных ставок – фиксированных и плавающих и как правило, пересматривающих процентные ставки в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. В этих условиях все активы и пассивы принято делить на четыре категории в соответствии с быстротой регулирования процентных платежей и перехода на новый уровень процентных ставок. В нашей стране, при действующей практике кредитования, как правило, применяются фиксированные ставки, не подлежащие пересмотру до окончания срока кредитной сделки.

Развивая рыночный механизм, нельзя не учитывать опт западных стран, применяющих одновременно целый набор процентных ставок – фиксированных и плавающих и, как правило, пересматривающих процентные ставки в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры.

В этих условиях все активы и пассивы принято делить на четыре категории в соответствии с быстротой регулирования процентных платежей и перехода на новый уровень процентных ставок.

Существует следующая классификация активов и пассивов:

а) Активы и пассивы, по которым применяется немедленный и полный пересмотр процентных ставок при изменении рыночных условий;

б) Полное регулирование в течение 3 месяцев;

в) Активы и пассивы, по которым ставки пересматриваются в период, превышающий 3 месяца;

г) Активы и пассивы с полностью фиксированными ставками.

Первые две группы в челом представляют активы и обязательства банка, чувствительные к изменению процентных ставок. Их соотношение позволяет оценить процентный риск, который несет банк, а также прогнозировать изменение процентной маржи. Несбалансированность активов и пассивов первых двух групп в зарубежной банковской литературе получила название ГЭПа. В случае, когда чувствительные к изменению процентных ставок активы превышают соответствующие пассивы, ГЭП носит положительного, в случае противоположного соотношения – отрицательного.

Управление ГЭПом предполагает задачу максимизации процентной маржи в течение цикла изменения процентных ставок. Существует несколько подходов к управлению ГЭПом:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Страхование имущества от ущерба, нанесенного стихийными бедствиями
Данный вид страхования предполагает обеспечение страховой защиты от повреждений или гибели имущества вследствие стихийных бедствий: Ø землетрясения, извержения вулкана, действия подземного огня; Ø оползня, оседания грунта, ...

Организация исполнения бюджета в Российской Федерации
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств бюджета в Центральном банке Российской Федерации и его расчетно-кассовых центрах. В отдельных случаях счета казначейства ...

Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
В настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации оставляет выбор организационной формы казначейского исполнения соответствующего бюджета за органом исполнительно власти субъекта Федерации и главами местного самоуправление Установле ...