Тарифное обоснование в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Банковское дело » Тарифное обоснование в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страница 14

2. Страховой тариф в социальном страховании от несчастных случаев на производстве не имеет в своем составе рисковых и ценовых частей. Он монолитен и неделим. В нем не выделяется часть, которая использовалась бы на формирование необходимых резервов, не говоря уже о том, что этот тариф не имеет в своем составе рисковой надбавки, при помощи которой можно нивелировать размер страховых резервов при резком колебании убыточности. В структуре страхового тарифа не выделяются расходы на ведение дела, предупредительные мероприятия, хотя, как показывает практика, ежегодно на эти цели планируются немалые суммы в составе бюджета ФСС РФ.

3. Гомогенность групп страховой совокупности формируется постфактум, то есть по данным года, который предшествует году введения новых тарифов. Хотя не только коммерческое страхование, но и мировая практика деятельности систем социального страхования от несчастных случаев на производстве большинства стран показывает, что отнесение отрасли экономики к классу профессионального риска осуществляется по показателям не истекшего календарного года, а предшествующего ему периода (от года до шести лет).

Кроме уже указанных отличий необходимо отметить еще одно – способ применения страхового тарифа для определения страхового взноса. В коммерческом страховании при определении страхового взноса страховой тариф умножается на страховую сумму. Страховая сумма здесь выступает в качестве размера обязательств страховщика, выше которого страховое возмещение не может быть. В социальном страховании от несчастных случаев на производстве установленный страховой тариф умножается на величину начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц. В этом виде социального страхования понятие «страховая сумма» – как ограничитель возможных страховых выплат – отсутствует.

Таким образом, выделенные нами различия в применении методик расчета страховых тарифов в коммерческом и социальном страховании показывают, что положения страховой теории в социальном страховании на примере конкретной страховой технологии не учитываются. И дело здесь даже не в том, что имеются принципиальные несовпадения методов расчетов. Сами методы расчета тарифов в социальном страховании имеют лишь формальное (по названию) отношение к страховой деятельности.

При исследовании страхового тарифа в зависимости от класса профессионального риска и вида экономической деятельности нами проводился анализ наличия перераспределительных процессов, который показал следующее. Несмотря на большую численность работающих при небольших взносах (от 0,2 до 1,0) в отраслях с низким уровнем профессионального травматизма и профессиональных заболеваний (с I по IX класс) за счет них не обеспечивается основной приток средств в резервные фонды ФСС. Хотя в отраслях, относящихся к этим классам профессионального риска, сосредоточена значительная часть занятых в народном хозяйстве (примерно 42 % от общего числа трудозанятого населения), их уровень заработной платы, которая является базой для расчета страховых взносов, весьма невысок. Она колеблется от 5 905,6 руб. в здравоохранении (6,8 % занятых) до 22 463,5 руб. в финансовой деятельности (1,3 % занятых). Занятые небюджетными видами экономической деятельности также имеют весьма большую численность по сравнению с занятыми экономической деятельностью, отнесенной к 23–32-му классам риска. Однако уровень заработной платы здесь весьма высок – до 23 455,9 руб. в отраслях, связанных с добычей топливно-энергетических ископаемых, 19 397,1 руб. в отраслях, связанных с производством кокса и нефтепродуктов, и т. п. В результате значительного перераспределения поступивших страховых взносов между различными отраслями не происходит.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другие статьи:

Правовое обеспечение
С 1 января 2010 года вступили в силу два новых закона (отдельные положения начинают действовать в иные сроки): - Федеральный закон от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальн ...

Технологические инновации
В настоящее время в мировой практике сложилась система предоставления новых технологических банковских услуг, состоящая из трёх уровней. К первому уровню относятся розничные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов-кас ...

Понятие инфраструктуры
Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в ра ...