Функции рынка ценных бумаг и методы его регулирования

Банковское дело » Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России » Функции рынка ценных бумаг и методы его регулирования

Страница 1

Реализация функций рынка ценных бумаг исходит из сущностной особенности отношений, складывающихся между субъектами этого вида рынка по поводу фондовых активов. Это предполагает рассмотрение объективных результатов, к которым приводит реализация функций рынка ценных бумаг в данной системе хозяйствования.

В экономической литературе имеется множество подходов к выделению функций, присущих фондовому рынку[9]. Раскрывая роль рынка ценных бумаг, попытаемся остановиться на тех, которые в большей степени отражают значимость и действенность этого сектора финансового рынка на развитие общих экономических процессов.

С августа 1998 года перед российской экономикой возникла необходимость решения вопроса бюджетного дефицита, что значительно осложнено наличием крупной внешней и внутренней задолженности государства. Поэтому начнем исследование роли рынка ценных бумаг с функции повышения ликвидности долга

, которая реализуется через покрытие долга с помощью выпуска ценных бумаг.

Заключается она в том, что в экономической системе встречаются друг с другом интересы двух типов субъектов - покупателя и продавца капитала. К первым относятся те субъекты системы, которые испытывают дефицит денежных ресурсов. Среди них само государство, вынужденное изыскивать средства для покрытия превышения расходной части бюджета над доходами, а так же многочисленные корпорации, фирмы, предприятия, понуждаемые в условиях существующей конкуренции к постоянному обновлению своих фондов. В динамично развивающейся экономической системе обновление активов фирмы осуществляется через каждые 2 - 5 лет, для застойной экономики присущи сроки до 10-15 лет, более продолжительные периоды являются уже свидетельством полной отсталости хозяйства. Что касается государственного бюджета, то бездефицитное его сведение является большой редкостью в экономической практике. Поэтому государство всегда было и, скорее всего, останется самым крупным заемщиком денежных средств.

Существенная характеристика государственного долга состоит в том, что он должен считаться неподверженным никакому риску. Общество должно полностью доверять обещаниям правительства осуществлять платежи по своим долговым обязательствам своевременно, полностью и в соответствии со своими обязательствами. Кредитоспособность правительства является единственной и самой главной составляющей успеха функционирования рынка ценных бумаг.

Для достижения и поддержания этой кредитоспособности правительство должно гарантировать, что все погашения займов и процентов по ним выплачиваются полностью и в срок. До тех пор, пока инвесторы уверены в получении своих капиталов вовремя, правительство не должно иметь больших трудностей в выпуске новых займов. Это означает, что погашение старых выпусков может финансироваться за счет выпуска новых облигаций, позволяя рынку государственных ценных бумаг стать постоянным источником финансирования государства. График сроков погашения должен быть составлен таким образом, чтобы обеспечить это рефинансирование.

В российской экономике была предпринята попытка управления долгом через рынок ценных бумаг. С введением в оборот государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на российском рынке ценных бумаг фактически начался особый этап его функционального предназначения. Однако, как утверждают некоторые эксперты, именно рынок ГКО в определенной степени явился причиной кризиса в августе 1998 года.

Процесс наращивания массы ГКО-ОФЗ продолжался до июля 1998 года, к тому моменту номинальная стоимость всех выпусков ГКО-ОФЗ составляла около 437 млрд. деноминированных рублей при доходности уже 50% годовых без учета накопленного купонного дохода (НКД). Параллельно с этими процессами курс рубля к доллару находился под жестким контролем Центрального банка РФ, не отражая тенденций других секторов финансового рынка.

Сразу после начала кризиса на мировых рынках основная часть операций сместилась в "дальние" выпуски в виду того, что российские операторы совершали перевод денежных средств из "ближних" выпусков в "дальние", надеясь получить большую прибыль при возврате доходности на предыдущие уровни. В то же время нерезиденты осуществляли массированный выход из "дальних" выпусков. Но данная тенденция продержалась недолго. Российские банки быстро поняли, что возврат к предыдущим уровням в ближайшей перспективе маловероятен, и что соответственно снижается вероятность получения высокой спекулятивной прибыли, и значительно увеличиваются риски. Банки стали уменьшать свои риски по срокам, поэтому уже в ноябре акцент сместился в более "короткие" выпуски.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Система комплексной страховой защиты от рисков ипотечного жилищного кредитования
Программа ипотечного страхования разрабатывается в соответствии с требованиями кредиторов и финансовыми возможностями заемщиков. Цель формирования программы – обеспечение максимальной защиты имущественных интересов заемщика и кредитора от ...

Кризис США в сфере страхования
Кризис экономики и финансов скачет по планете то быстрее, то медленней, переходя из страны в страну, из региона в регион, принимая то одну форму, то другую. Сейчас его уже признают мировым, хотя официальные власти и экономические эксперты ...

Анализ рынка ипотечных жилищных кредитов в РФ
В первые годы возрождения ипотечного кредитования стало очевидно, что успешное и динамичное развитие рынка ипотечного жилищного кредитования в России невозможно без активного участия в этом процессе государства. Необходимо было разработат ...