Понятие и сущность ликвидности коммерческих банков

Банковское дело » Доходность и ликвидность коммерческого банка » Понятие и сущность ликвидности коммерческих банков

Страница 4

На ликвидность баланса банка влияет структура его активов: чем больше частица первоклассных ликвидных средств в общей сумме активов, тем выше ликвидность банка. Активы банка по степени их ликвидности можно разделить на три группы:

1. Ликвидные средства, которые находятся в немедленной готовности, или первоклассного ликвидного средства. В их числе – касса, средства на корсчете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги.

2. Ликвидные средства в распоряжении банка (могут быть преобразованы в средства). Речь идет о кредитах и других платежах в интересах банка, со сроками выполнения в ближайшие 30 дней, условно реализованных ценных бумагах, зарегистрированных на бирже (как и участие в других предприятиях и банках), и других ценностях (включая невещественные активы).

3. Неликвидные активы – это просроченые кредиты и ненадежные долги, дома и сооружения, которые принадлежат банку и относятся к основным фондам.

В международной банковской практике самой ликвидной частью активов считается кассовая наличность, под которой понимаются не только деньги в кассе, но и средства, которые находятся на текущем счете данного кредитного института в Центральном банке. Надежность депозитов и ссуд, полученных банком от других кредитных учреждений, также влияет на уровень ликвидности баланса.

Наряду с термином «ликвидность банка» в литературе и на практике используется термин «платежеспособность банка».

Рассмотрим более подробно соотношение между этими понятиями.

Платежеспособность рассматривается как более узкая категория по отношению к ликвидности банка. Если ликвидность банка трактуется как динамическое состояние, отражающее способность своевременно выполнять обязательства перед кредиторами и вкладчиками за счет управления своими активами и пассивами, то платежеспособность определяется с точки зрения выполнения им на конкретную дату всех обязательств, в том числе финансовых, например, перед бюджетом по налогам, перед работниками по заработной плате. При такой трактовке критерием ликвидности банка является сопряженность всех его активов и пассивов по срокам и суммам, в случае же возникновения несоответствия – способность обеспечить себя ликвидными активами, критерием платежеспособности – достаточность на определенную дату средств на корреспондентском счете для выполнения платежей, в том числе из прибыли банка.

В действительности ликвидность и платежеспособность имеют более глубокие различия.

Ликвидность характеризует текущие и будущие денежные потоки банка, т.е. его притоки и оттоки, обеспечивающие выполнение текущих и будущих обязательств к срокам их востребования.

Платежеспособность банка есть индикатор его финансовой устойчивости и выражает способность банка не только балансировать по периодам денежные потоки, но и обеспечивать их устойчивость и качество (прибыльность, допустимую рискованность активов, достаточность собственного капитала и адекватных резервов). Иными словами, общим критерием ликвидности является сбалансированность обязательств и ликвидных активов по срокам, платежеспособности – сбалансированность обязательств и реальных источников их погашения, т.е. наличие чистых активов.

Оценка ликвидности банка неизбежно обращена к настоящему и будущему, оценка платежеспособности основана на выявлении сложившихся устойчивых тенденций и факторов, т.е при анализе прошлого и текущего финансового состояния. Возможен также прогноз платежеспособности банка, однако он является самостоятельной характеристикой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Источники банковских инвестиций
В масштабе страны общий уровень инвестиции отчасти зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции предс ...

Проблемы участия банков в инвестиционном процессе и пути их решения
В современных условиях инвестиционная инфраструктура Российского финансового рынка характеризуется недостаточной развитостью. Фактически только банки являются ее единственным относительно сложившимся инвестиционным институтом. Многие элем ...

Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Основная причина пе ...