Платежная система ЦБ РФ

Страница 2

Центральный банк Российской Федерации. Вторая модель - с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме является само клиринговое учреждение

Политика валютного курса Центрального банка Российской Федерации в 1997 году осуществлялась в общем контексте денежно-кредитной политики, проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России, и являлась дополнительным фактором финансовой стабилизации. Важным этапом в развитии валютной политики стало принятие Правительством Российской Федерации и Банком России в июне 1996 года международных обязательств по снятию ограничений на конвертируемость рубля по текущим операциям в рамках присоединения к VIII статье устава МВФ, что создало принципиально новые условия для процесса курсообразования и привлечения на российский рынок иностранных инвесторов. В 1997 году Банк России активно участвовал в разработке базовых, системообразующих нормативных актов. Речь идет, в первую очередь, о проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Что касается перспектив развития валютного законодательства, то важнейшее направление в деятельности Банка России связано с продолжением начатой в 1996 г. и реализуемой в настоящее время взвешенной политики, нацеленной на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Основное внимание предполагается уделить созданию более благоприятного климата для деятельности зарубежных инвесторов на российском рынке и особенно тех из них, кто намерен осуществить долгосрочные инвестиции в экономику России. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России будет продолжена работа по созданию нормативной базы, направленной на “дедолларизацию” экономики, препятствующей утечке капиталов за границу, проникновению из-за рубежа и отмыванию “грязных” денег.

В 2005 году развитие банковской системы России шло высокими темпами. За год активы банковского сектора увеличились на 35,1% и достигли 5601 млрд. рублей, а капитал вырос на 40,3%, составив 814,9 млрд. рублей. Доля активов банков в ВВП увеличилась с 38,2% на 01.01.2003г. до 42,1% на 01.01.2004г., капитала с 5,4% до 6,1%.

Постоянно возрастает значение банковской системы для экономики страны. Доля кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, в ВВП увеличилась с 14,6% на 01.01.2005г. до 17,3% на 01.01.2006г.

Общий объём кредитов физическим лицам за 2003 год увеличился на 47,4% и составил на 01.01.2004г. 299,7 млрд. рублей.

За 2005 год объём привлечённых банками вкладов и депозитов увеличился на 41,2% до уровня 1 924 млрд. руб. При этом в 2005 году вклады населения в банках выросли на 47,1% и достигли 1540 млрд. рублей.

«В апреле – декабре 2009 г. в условиях восстановления мировой экономики, роста цен на основные товары российского экспорта и укрепления курса рубля на фоне роста бюджетных расходов объем денежной базы РФ в широком определении увеличился на 50,4%.

Основными источниками увеличения денежной базы было расходование средств Резервного фонда, а также покупки ЦБ РФ валюты. В частности, использование средств Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита привело к увеличению денежного предложения на величину более 2 трлн руб. В то же время сокращение кредитования Банком России коммерческих банков позволило обеспечить менее стремительный рост денежной базы. Использование средств Резервного фонда в 2009 г. начало вносить существенный вклад в увеличение денежного предложения. Если на 1 января 2009 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда составил 6612,1 млрд руб. (225,1 млрд долларов США), то на 1 января 2010 г. объем данных фондов равнялся 4599,5 млрд руб. (152,4 млрд долларов США).», по материалам статьи «Денежная база в России в широком определении за 2009 г. возросла на 15,9% – до 6,4673 трлн руб.», к.э.н., зав. лабораторией денежно-кредитной политики

Института Экономики Переходного Периода (ИЭПП) П.В. Трунина.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Денежно-кредитная политика
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предло ...

Основные задачи и функции органов Федерального казначейства Российской Федерации
Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются: 1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках исход ...

Дефолты и реструктуризация долгов
Мировой финансовый кризис сделал чрезвычайно актуальным целый ряд вопросов, которые ранее имели скорее теоретический интерес. Очевидной стала необходимость совершенствования законодательства и принятия ряда законопроектов, которые в услов ...