История развития страхования

Банковское дело » История развития страхования

Страница 8

В 1956г. значительные изменения вносились в добровольное страхование имущества населения. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным.

В 1958г. система Госстараха СССР подверглась значительным организационным изменениям: страховое дело было передано в ведение Министерства финансов союзных республик. Передача страхового дела сказалась на результатах работы противоречиво, поскольку с одной стороны как бы повысилась заинтересованность союзных республик в развитии страхования, с другой – привело к росту лишь мелких операций по добровольному страхованию. Период в течение ряда лет после 1958г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.

В 60-70-е годы рядом решений Совета Министров СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозов, существенно расширилась ответственность по страхованию урожая. Одновременно с решением вопросов об изменении условий страхования имущества колхозов восстанавливалась союзно-республиканская система государственного страхования вместо республиканской, не давшей ожидаемого результата.

В страховании имущества, жизни и страхование от несчастных случаев все более возрастала роль добровольного страхования. В 1968г. введено страхование детей, представляющее собой вариант смешанного страхования жизни, введены новые правила страхования домашнего имущества и средств транспорта.

Среди мероприятий в области страхования в 70-х годах следует упомянуть введенное в 1979г. обязательное страхование имущества совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил закон «О кооперации» принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988г. Этим законом предусматривалась возможность создания кооперативных страховых учреждений. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование.

Демонополизация коснулась и системы Госстраха СССР. Страховым организациям республик, краев и областей предоставлялось право наряду с едиными по стране видами страхования проводить специфические для региона виды имущественного и личного страхования. Акционерные, кооперативные и иные страховые организации как альтернативные по отношению к Госстраху получили выход на страховой рынок индустриально развитых стран.

Четвертый разгром страхового дела связан с разгромом СССР в 1991г. с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.

Распад СССР в 1991г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» вступивший в силу 12 января 1993г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были переданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996г. Росстрахнадзор был преобразован в департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

С 1992 года государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества закрытого и открытого типа (соответственно АСОЗТ и АСООТ) и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (СТОО).

По состоянию на 1995г. среди организационно-правовых форм страховых обществ преобладают АСОЗТ – более трети всех компаний (36%), более половины компаний находятся в смешанной собственности (58%), и только 6% находятся в государственной и муниципальной собственности.

Деятельность страховых организаций в настоящее время определенно направлена на поиск своего сегмента рынка потребителей страховых услуг. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, сельскохозяйственные предприятия и сфера услуг. Государственные компании в основном ориентированы на выполнение страховых услуг для всех категорий клиентов.

Правительством РФ было принято постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ», которым предусмотрен ряд мер по совершенствованию налогового законодательства, связанного со страховым бизнесом, а также участие международных финансовых организаций по поддержанию рынка страхования в России.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Сравнительная характеристика форвардного и фьючерсного контрактов
Понимание фьючерсного контракта лучше всего достигается при его сравнении с форвардным контрактом. Фьючерсные контракты - это те же форвардные контракты, но обладающие рядом дополнительных свойств или отличительных особенностей. Во-первы ...

Перспективные отрасли развития банковского бизнеса
Формирование банковского сектора, обеспечивающего предоставление экономике базового комплекса услуг и выступающего главным элементом финансового посредничества в процессе рыночных преобразований, стало определяющим направлением. Широ­кие ...

Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Банковская система Республики Беларусь - составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Главенствующее поло ...