Рекомендации по повышению эффективности операций с ценными бумагами

Банковское дело » Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами и рекомендации по их развитию » Рекомендации по повышению эффективности операций с ценными бумагами

Страница 1

В зависимости от национального законодательства той или иной страны, исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль.

Основная теоретическая и практическая проблема здесь состоит в том, как отделить риски, свойственные обычным «классическим» банковским операциям (депозитно-ссудным и расчетным), от рисков, возникающих в связи с участием банков на фондовом рынке.

Мировая практика знает два подхода к проблеме сочетания обычной банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных бумаг.

Согласно одному из подходов, банкам должно быть запрещено, заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерской, дилерской, организатора рынка), а также должны быть существенно ограничены отдельные виды непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов (вложения в негосударственные ценные бумаги, кроме дочерних банковских и финансовых компаний).

Этот подход применяется в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как реакция на волну массовых банкротств банков. Причиной этих банкротств была чрезмерная активность банков по вложению привлеченных средств клиентов в негосударственные ценные бумаги и по предоставлению гарантий по таким ценным бумагам. Жестокий экономический кризис и депрессия привели к массовому разорению компаний, обесценению их ценных бумаг и как следствие - к цепочке банкротств банков. Свою роль сыграло также отсутствие должного государственного регулирования банковской инвестиционной деятельности. В результате экономического кризиса система рынка ценных бумаг и банковская система США были настолько разрушены, ослаблены и дискредитированы, что пришлось фактически заново перестраивать систему государственного регулирования финансового рынка (как рынка ценных бумаг, так и банковской системы). На этом фоне концепция разделения банков на коммерческие и инвестиционные (так называемый «закон Гласса — Стигала») была легко принята и, надо отдать должное, в течение нескольких десятилетий успешно решала поставленную перед ней задачу — защиту средств массовых вкладчиков от рисков, свойственных инвестициям в ценные бумаги.

В течение последнего десятилетия в США наблюдается "размывание" границ между инвестиционными и коммерческими банками путем принятия постепенных поправок в законодательство, расширяющих компетенцию коммерческих банков, а также путем внедрения новых видов банковских операций (особенно с производными финансовыми инструментами), которые прямо не подпадают под существующие ограничения.

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные банковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг (как профессиональных, так и непрофессиональных). Такой подход преобладает в европейских странах и принят в качестве основного для будущей объединенной Европы. Согласно этому подходу, ограничение риска банковских инвестиционных операций должно осуществляться не «хирургическими» методами прямого разделения функций, а путем введения специальных «встроенных» ограничителей, дестимулирующих чрезмерные инвестиции банков в ценные бумаги, путем надлежащего государственного контроля за банковской деятельностью, а также повышенного внимания к проблеме конфликта интересов при операциях на финансовых рынках.

В наиболее завершенном виде этот подход преобладает в Германии, где по законодательству исключительно банковские организации имеют право на основании специальной лицензии работать с финансовыми средствами клиентов как в области «классических» банковских операций, так и в области инвестиционной деятельности и обслуживания такой деятельности (например, в качестве депозитариев).

Под влиянием конкуренции в Европе некоторые банки сами внедряют в свою деятельность концепцию специализации и разделения различных банковских функций по разным филиалам и дочерним обществам. При этом, однако, необходимо подчеркнуть принцип добровольности, самостоятельности в выборе банковской стратегии, законодательно закрепленную возможность при необходимости сочетать разные банковские операции в рамках одного юридического лица.

С момента возрождения современной российской банковской системы (конец 80-х — начало 90-х годов) законодательство придерживалось второго подхода — универсальности банков.

По банковскому законодательству банки в России являются универсальными банками, т.е. совмещают обычные банковские операции с операциями на рынке ценных бумаг (непрофессиональными и профессиональными).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации
Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоров ...

Исполнение федерального бюджета по расходам
Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета - величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов. Расходы федераль ...

Бизнес-план реализации инвестиционного проекта
Бизнес-план - это комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и показатели, дающие объективное и целостное представление о будущем состоянии делового предприятия. Проще говоря, бизнес-план - это план разумной организации конкретног ...