Иностранные страховые компании в России на рынке страхования жизни

Банковское дело » Иностранное страхование » Иностранные страховые компании в России на рынке страхования жизни

Страница 3

Вместе с тем, в условиях, когда размер отчисляемой страхователям прибыли определялся исключительно страховщиком, а сроки накопления составляли от 10 до 20 лет, гарантии получения прибыли дожившим до срока страхователям никто дать не мог. Это обстоятельство и использовали европейские и российские страховые компании в качестве главного аргумента в борьбе с мощными заокеанскими конкурентами. В европейских странах "антитонтинные" законодательные инициативы вынуждали американские страховые компании ограничивать свои операции или даже прекращать их, в частности, в Швейцарии (с 1891 г.) и Пруссии (с 1896 г.).

В конце 1889 г. в российской печати начинается кампания с целью прекращения или, по крайней мере, ограничения операций иностранных страховщиков в России. С января 1890 г. ее возглавил новый орган акционерных страховых обществ - ежемесячный журнал «Страховое обозрение». Главными объектами критики стала деятельность обществ «Нью-Йорк» и «Эквитебль».

Способы ведения дела американскими компаниями страхования жизни, нацеленными исключительно на быстрое получение прибыли, давали немало поводов для упреков. Страхование жизни в США получило бурное развитие в 1860-е гг., но в следующее десятилетие обнаружился значительный его упадок. Так, если в 1870 г. только в штате Нью-Йорк действовало 71 общество страхования жизни, в которых было застраховано капиталов более чем на 610 млн. долларов, то в 1878 г. число этих обществ уменьшилось вдвое, а сумма застрахованных капиталов стала меньше в четыре раза. Финансовая катастрофа имела истинно американский масштаб: застрахованные суммы сократились по тогдашнему курсу почти на 1 млрд. русских рублей! В поисках новых рынков крупные американские общества страхования жизни, прежде всего, «Нью-Йорк» и «Эквитебль», обращают свои взоры на Европу и в течение 1880-х гг. быстро развивают там свои операции. В середине 1880-х гг. они, как уже было сказано, появились в России.

В России тон кампании против деятельности иностранных обществ страхования жизни задала передовая статья газеты «Свет» от 20 февраля 1890 г. В ней, в частности, говорилось, что «…следует восстать против вторжения иностранных страховых компаний, допущение которых передает в руки иностранных деятелей громадные суммы кровных сбережений русского народа…». По мнению газеты, страхование в иностранных обществах «нерасчетливо и недостойно человека, любящего свою родину». Кульминацией кампании стал фундаментальный доклад «О деятельности американских обществ по страхованию жизни в России», прочитанный в апреле 1890 г. в Обществе для содействия русской торговле и промышленности, представлявшем собой своего рода комиссию с участием представителей торгово-промышленных кругов и правительства. Доклад обвинял американские компании в использовании далеких от целей страхования спекулятивных тонтинных схем и создании, благодаря обещаниям невероятных и несбыточных прибылей, в создании финансовой системы, которая сегодня называется «пирамида». Основной вывод доклада сводился к тому, что страхование жизни должно иметь чисто национальный характер, тонтинные операции должны быть запрещены и необходимо ходатайствовать перед правительством «о недопущении в России иностранных предприятий страхования жизни вообще и американских обществ «Нью-Йорк» и «Эквитебль» в особенности».

Неадекватность последнего требования российских страховщиков подчеркивается острым неприятием и раздражением агрессивной рекламной деятельностью американских обществ. В докладе отмечалось, что соотечественники стали жертвами «ошеломляющего действия на них неведомой еще в России грандиозной рекламы». Американские компании обвинялись даже в «слишком беззастенчивой изобретательности в деле рекламы». Реклама, в которую вкладывались огромные средства, действительно стала основным средством продвижения иностранными обществами своего страхового продукта на российский рынок. Даже ограничения, наложенные на деятельность иностранных компаний в России, использовались ими для саморекламы: на бланках полисов, в рекламных объявлениях и проспектах непременно подчеркивалось, что все их действия находятся «под фактическим контролем русского правительства». В некоторых случаях рекламная деятельность американских обществ приобретала рискованный характер. Так, в середине 1890-х гг. компания «Эквитебль», игнорируя неписаные правила ведения страхования, нарушала личную тайну русских страхователей, публикуя в газетах и отдельными листовками списки застрахованных ранее в обществе и умерших лиц, с указанием их фамилий, званий и размеров выплаченных сумм.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Интернет-банкинг за рубежом
Первые проекты, связанные с управлением банковскими счетами через персональные компьютеры, западными банками были реализованы еще в 80‑х. Вкладчикам предоставили возможность проверять свои счета, связываясь с компьютером банка по те ...

Инструменты и методы кредитно-денежной политики
Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правитель ...

Порядок открытия лицевых счетов распорядителей средств федерального бюджета
Переводу на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые казначейские счета, открываемые в органах казначейства, подлежат: • учреждения, организации, предприятия, финансирование которых осуществляется на основе бюджетных на ...