Иностранные страховые компании в России на рынке страхования жизни

Банковское дело » Иностранное страхование » Иностранные страховые компании в России на рынке страхования жизни

Страница 3

Вместе с тем, в условиях, когда размер отчисляемой страхователям прибыли определялся исключительно страховщиком, а сроки накопления составляли от 10 до 20 лет, гарантии получения прибыли дожившим до срока страхователям никто дать не мог. Это обстоятельство и использовали европейские и российские страховые компании в качестве главного аргумента в борьбе с мощными заокеанскими конкурентами. В европейских странах "антитонтинные" законодательные инициативы вынуждали американские страховые компании ограничивать свои операции или даже прекращать их, в частности, в Швейцарии (с 1891 г.) и Пруссии (с 1896 г.).

В конце 1889 г. в российской печати начинается кампания с целью прекращения или, по крайней мере, ограничения операций иностранных страховщиков в России. С января 1890 г. ее возглавил новый орган акционерных страховых обществ - ежемесячный журнал «Страховое обозрение». Главными объектами критики стала деятельность обществ «Нью-Йорк» и «Эквитебль».

Способы ведения дела американскими компаниями страхования жизни, нацеленными исключительно на быстрое получение прибыли, давали немало поводов для упреков. Страхование жизни в США получило бурное развитие в 1860-е гг., но в следующее десятилетие обнаружился значительный его упадок. Так, если в 1870 г. только в штате Нью-Йорк действовало 71 общество страхования жизни, в которых было застраховано капиталов более чем на 610 млн. долларов, то в 1878 г. число этих обществ уменьшилось вдвое, а сумма застрахованных капиталов стала меньше в четыре раза. Финансовая катастрофа имела истинно американский масштаб: застрахованные суммы сократились по тогдашнему курсу почти на 1 млрд. русских рублей! В поисках новых рынков крупные американские общества страхования жизни, прежде всего, «Нью-Йорк» и «Эквитебль», обращают свои взоры на Европу и в течение 1880-х гг. быстро развивают там свои операции. В середине 1880-х гг. они, как уже было сказано, появились в России.

В России тон кампании против деятельности иностранных обществ страхования жизни задала передовая статья газеты «Свет» от 20 февраля 1890 г. В ней, в частности, говорилось, что «…следует восстать против вторжения иностранных страховых компаний, допущение которых передает в руки иностранных деятелей громадные суммы кровных сбережений русского народа…». По мнению газеты, страхование в иностранных обществах «нерасчетливо и недостойно человека, любящего свою родину». Кульминацией кампании стал фундаментальный доклад «О деятельности американских обществ по страхованию жизни в России», прочитанный в апреле 1890 г. в Обществе для содействия русской торговле и промышленности, представлявшем собой своего рода комиссию с участием представителей торгово-промышленных кругов и правительства. Доклад обвинял американские компании в использовании далеких от целей страхования спекулятивных тонтинных схем и создании, благодаря обещаниям невероятных и несбыточных прибылей, в создании финансовой системы, которая сегодня называется «пирамида». Основной вывод доклада сводился к тому, что страхование жизни должно иметь чисто национальный характер, тонтинные операции должны быть запрещены и необходимо ходатайствовать перед правительством «о недопущении в России иностранных предприятий страхования жизни вообще и американских обществ «Нью-Йорк» и «Эквитебль» в особенности».

Неадекватность последнего требования российских страховщиков подчеркивается острым неприятием и раздражением агрессивной рекламной деятельностью американских обществ. В докладе отмечалось, что соотечественники стали жертвами «ошеломляющего действия на них неведомой еще в России грандиозной рекламы». Американские компании обвинялись даже в «слишком беззастенчивой изобретательности в деле рекламы». Реклама, в которую вкладывались огромные средства, действительно стала основным средством продвижения иностранными обществами своего страхового продукта на российский рынок. Даже ограничения, наложенные на деятельность иностранных компаний в России, использовались ими для саморекламы: на бланках полисов, в рекламных объявлениях и проспектах непременно подчеркивалось, что все их действия находятся «под фактическим контролем русского правительства». В некоторых случаях рекламная деятельность американских обществ приобретала рискованный характер. Так, в середине 1890-х гг. компания «Эквитебль», игнорируя неписаные правила ведения страхования, нарушала личную тайну русских страхователей, публикуя в газетах и отдельными листовками списки застрахованных ранее в обществе и умерших лиц, с указанием их фамилий, званий и размеров выплаченных сумм.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Инвестиционные проекты как объекты кредитования
Проектное кредитование отличается от других форм кредитования следующими важнейшими особенностями: основой возврата основного долга и уплаты процентов должны стать доходы от реализации данного проекта; риски проекта распределяются между ...

Понятие залога и его характеристика
Приступая к анализу института ипотеки по современному российскому законодательству, необходимо прежде всего определить юридическую природу залогу и залоговых правоотношений. Под залогом в правовой науке понимается способ обеспечения испол ...

Цели и процесс инвестиционной деятельности коммерческих банков
Инвестиционная политика коммерческих банков предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения. В организационном аспекте она выступает как комплекс мероприя ...