Понятие, виды и классификация корпоративных клиентов

Банковское дело » Корпоративное кредитование в России » Понятие, виды и классификация корпоративных клиентов

Страница 5

Сегодня по-прежнему важной составляющей бизнеса для большинства российских банков остается оказание услуг корпоративным клиентам.

Существующие критерии для классификации корпоративных клиентов, традиционно применяемые банками, можно обобщить в форме, которая представлена в таблице 1.1., в которой перечислены возможные критерии для классификации корпоративных клиентов.

Таблица 1.1.

Критерии для классификации корпоративных клиентов*

Критерий

Вид корпоративного клиента

по форме собственности

государственные, негосударственные, ООО, ОАО, ЗАО, ПБОЮЛ, некоммерческие партнерства

по источникам финансирования деятельности

бюджетные, небюджетные (коммерческие, общественные)

по объему операций

крупные, средние, мелкие

по сложности организационно-правовой структуры

Отдельные самостоятельные предприятия, с доч./зав. общ.

по отраслевой принадлежности

Производственные/промышленные предприятия, торговые предприятия, предприятия сферы обслуживания, сельскохозяйственные предприятия и др.

по индивидуальному восприятию

«осторожные», «открытые», «закрытые»

* Источник: [25, с. 150]

Как правило, в список корпоративных клиентов попадают те клиенты, которые имеют значительный объем выручки и высокий уровень суммарных оборотов по всем счетам в банке, который устанавливается индивидуально каждой кредитной организацией. Дополнительно могут учитываться такие критерии, как особенности производства клиента, величина оборотных средств, величина обязательств, величина краткосрочной и долгосрочной задолженности клиента. На практике банки используют этот подход для любых целей отнесения существующих корпоративных клиентов к категориям крупного, среднего и малого бизнеса. Причем в зависимости от специфики бизнеса банка, могут приниматься различные вариации. Если банк имеет ряд стратегически важных клиентов, то используется следующая градация: стратегические корпоративные клиенты, крупные корпоративные клиенты, и т.д.

Следует отметить, что ряд крупных российских банков использует в своей работе деление корпоративных клиентов по определенной социально — демографической схеме. Банк предлагает корпоративному клиенту ряд ориентированных банковских услуг, сущность которых заведомо связана с характеристиками определенного социального сегмента и сотрудников клиента.

Классифицируя корпоративных клиентов по финансовым показателям, большинство экономистов разделяют корпоративных клиентов в зависимости от классности клиента в качестве заемщика. Первоклассные корпоративные клиенты − компании, продажа банковских продуктов которым рассматривается банком в качестве наиболее предпочтительной (приоритетной), вследствие чего сотрудничество с такими клиентами производится на более выгодных для них, нежели для остальных клиентов, условиях.

Обобщая современную банковскую практику классификации корпоративных клиентов, можно выделить две группы критериев: абсолютные и относительные.

К абсолютным можно отнести: объем выручки, финансовую устойчивость, положение на рынке, характер управления бизнесом, финансовые потоки, опыт работы на рынке, рентабельность деятельности.

Из относительных критериев можно выделить следующие: кредитная история, открытость, суммарный объем исковых рисков.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Статус и цели Центрального банка России
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности. В банковской ...

Развитие ипотеки в России
Ипотечное кредитование было первым на Руси видом кредитования. Уже в XIII-XIV в.в. одновременно с правом частной собственности на землю в России возник заклад, но долгое время он существовал фактически без законодательного оформления. В ...

План счетов, синтетический и аналитический учет, бухгалтерский баланс в кредитных учреждениях
Действующий План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях утвержден Положением ЦБРФ от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федера ...