Анализ кредитования реального сектора российской экономики

Банковское дело » Корпоративное кредитование в России » Анализ кредитования реального сектора российской экономики

Страница 5

Третье место занимает оборудование. Его доля в течение всего анализируемого периода существенно не менялась. Корпоративные клиенты банков неохотно используют данный вид обеспечения.

Если закладывается оборудование, то необходимо представить в банк ряд документов. В первую очередь, следует принести документы, которые подтверждают, что данное оборудование находится у компании в собственности. Помимо этого, необходимо иметь документ, подтверждающий оплату предмета залога, документ, свидетельствующий о передаче оборудования, документ, удостоверяющий, что оплачена таможенная пошлина (если оборудование импортное). Если имущество было передано в аренду, то понадобится предъявить документ о его местонахождении. Помимо всего вышеперечисленного также необходимо предоставить техпаспорт и гарантийный талон. Вся эта процедура занимает слишком много времени. К тому же корпоративных клиентов интересует долгосрочное и среднесрочное кредитование. В этом случае оборудование не имеет всех необходимых характеристик (быстро устаревает, изнашивается и морально и материально) [47, с 19].

Поручительство занимает в данной структуре последнее место. Оно не так популярно среди корпоративных клиентов, так как имеет ряд особенностей.

Важной особенностью поручительства, является то, что обязательство по нему носит характер дополнительного по отношению к основному обязательству. Это, в частности, означает, что прекращение основного обязательства по любому из оснований, прекращает и обязательство поручительства. Кроме того, особенностью поручительства является и то, что вне зависимости от договоренности сторон, к поручителю, исполнившему обязательство перед кредитором, непременно переходят права кредиторского требования в том объеме, в котором поручитель исполнил свои обязательства.

Банковское учреждение с целью минимизации кредитного риска предъявляет определенные требования к обеспечению банковских ссуд. В этой связи банки обращают внимание на стабильность рыночной цены и обеспечение отсутствия ее резких колебаний; возможность быстрой реализации на рынке; защиту права кредитора на владение имуществом; легкую идентификацию товара и отсутствие утраты им потребительских свойств.

Для укрепления своих конкурентных преимуществ, банки используют различные инструменты. Так, с развитием российской банковской системы, появилось множество форм и видов кредитования. Банки, стараясь привлечь как можно больше заемщиков (в особенности корпоративных) расширяют спектр предоставляемых кредитных услуг. Кроме того, банками разрабатываются индивидуальные пакеты для корпоративных клиентов. Существует более 15 видов кредитования юридических лиц. Основные и самые популярные из них, представлены на рисунке 2.6.

Интересная ситуация сложилась на рынке краткосрочного кредитования. Она характеризуется резким скачком популярности данного вида в кризисный 2009 год. Рост популярности в 20096 году составил 78%. Рост популярности объясняется отказам банков предоставлять длинные деньги, т.е. попросту отсутствовало предложение длинных денег, у предприятий замедлялись скорость оборотов, не выплачивалась дебиторская задолженность, а банки стали единственным местом, где можно было взять наличность на то, чтобы «удержаться на плаву». Однако банки неплохо заработали в сложившихся условиях, и в срочном порядке увеличили ставки на краткосрочное кредитование. С формальной точки зрения, подходы и требования к корпоративным клиентам не изменились. Качественно изменились риски, связанные с финансированием корпоративного бизнеса в целом. Длинные кредиты, например, исчезли не только по причине нехватки ликвидности, но и в связи с невозможностью в некоторых случаях построения долгосрочных прогнозов.

Особенность кредитования корпоративных клиентов заключается в кредитовании крупномасштабных инвестиционных проектов, предусматривающих техническое перевооружение, закупку нового оборудования, открытие нового завода. Однако в кризисное время речь идет не столько о финансировании развития бизнеса, сколько о его сохранении — средства нужны на поддержание ликвидности. Этим обусловлено лидерское положение лизинга в 2007 и 2008 годах. Его доля на рынке кредитования анализируемых отраслей составила в среднем за анализируемый период 27 – 30%. В 2008 года наблюдается рост данного вида кредитования, который по отношению к предыдущему году составил 5%. 2009 год принес существенный спад, который составил 8%.

За время, прошедшее после кризиса 2008 г., лизинг подтвердил свою состоятельность как альтернативный способ финансирования приобретения основных средств, и в настоящий момент наращивает свою популярность. Кроме того, банки иногда предпочитают финансировать приобретение основных средств через лизинговую компанию, так как лизинговая сделка предполагает более прочное обеспечение, чем просто кредит. Зарубежные поставщики также могут быть заинтересованы в использовании лизинга как механизма сбыта своей продукции. В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост и макроэкономическую стабилизацию [47, с. 21].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Кредитно – инвестиционная деятельность ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк»
В качестве объекта исследования в дипломной работе был выбран банк ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк». Банк зарегистрирован в 1992 году в Санкт-Петербурге под именем «Пальмира». В ноябре 2001 года переименован в ЗАО «Вэб-инвест Банк», в ...

Методика расчетов рыночных курсовых индексов
Отражая направление движения биржевых котировок – вверх или вниз, индексы показывают тенденцию, которую принимает биржевой рынок. В зависимости от того, какие акции используются для расчета, на российском рынке различаются сводные индексы ...

Направления совершенствования финансового состояния банка
Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долгам. В мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов о ...