Оказалось, что на пути внедрения корпоративного менеджмента в практику работы коммерческих банков Казахстана существует достаточно большое количество препятствий и проблем:
- Недостаточная организация корпоративного управления (слабая база уставных и внутренних документов);
- Различия в информации о банке, представленной в корпоративных источниках и рыночной оценке;
- Непрозрачность структуры капитала банка;
- Нарушения прав финансово-заинтересованных лиц;
- Значительное политическое влияние в экономике;
- Неполноценное управление риском.
Причем для подавляющего большинства казахстанских банков решение проблем, связанных с защитой прав акционеров, — пройденный этап. Практически в 100% случаев акционеры получают необходимую информацию вовремя и в полном объеме до общего собрания. Именно общее собрание, а не совет директоров выбирает независимого аудитора, решает другие важные вопросы, касающиеся деятельности банка. И результаты общего собрания своевременно доводятся до сведения акционеров. Исключение составляет ситуация с АТФ-банком, когда интересы миноритарных акционеров были прямо ущемлены.
Гораздо большую озабоченность вызывают две другие группы проблем: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых — эффективность системы органов управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия.
Существуют два пути решения проблемы корпоративного управления. Во-первых, это юридический путь. С помощью совершенствования законодательной базы, механизмов регулирования, эффективности регулирующих органов, механизмов правоприменения должны решаться глобальные проблемы в сфере корпоративного управления в масштабах всей экономики. Второе - экономический путь, когда банки становятся сами заинтересованы в повышении качества корпоративного управления.
Дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления в коммерческих банках должно быть направлено на достижение большей прозрачности банков, адекватную оценку рисков, обеспечение законных интересов всех сторон, связанных с деятельностью коммерческих банков.
Таким образом, мне представляется, что расширение практики корпоративного менеджмента в банковской сфере открывает возможности для дальнейшего привлечения дополнительных средств в уставные капиталы банков, прежде всего иностранных инвесторов, а также других учредителей за счет расширения их круга. Кроме того, посредством корпоративного управления требуется добиться повышения роли банков в обслуживании и кредитовании реальных секторов экономики, активизации их деятельности в реализации инвестиционных программ и проектов, совершенствование механизма партнерства в отношениях между банками и их клиентами.
Другие статьи:
Содержание и структура кассовых операций банков
С 1 сентября 2008 г. вступило в силу Положение Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Россий ...
Кассовые сделки
Кассовые сделки
- это сделки немедленного исполнения, расчеты по которым производят сразу после их заключения. Целью кассовых сделок является реальный переход прав и обязанностей относительно предмета договора от продавца к покупателю на ...
Инвестиционные
инструменты
На биржах происходит торговля следующими инструментами: акциями, облигациями, а также производными от них – фьючерсными контрактами и опционами.
Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получе ...