Ссудный процент. Классификация видов ссудного процента

Банковское дело » Цели и инструменты денежно–кредитной политики Банка России » Ссудный процент. Классификация видов ссудного процента

Страница 1

Одной из значимых составляющих современной экономической практики является ссудный процент. Ссудный процент – экономическая категория, отражающая отношения, складывающиеся между кредитором и заемщиком в процессе движения ссудного капитала (ссуженной стоимости); своеобразная цена кредита.

Форма существования ссудного процента тесно связана с содержанием кредитного процесса. Первоначально ссудный процент формировался в натуральной форме, так как в такой форме существовал и сам кредит. По мере развития денежных отношений, ссудный процент стал начисляться в деньгах. К числу самых древних упоминаний о нормировании ссудного процента относится Законник Хаммурапи (середина XVIII в. до н.э.). Этот документ устанавливал 20 % годовых по денежным займам и 33% по товарным, в первую очередь зерновым. Позже величину ссудного процента регулировали в Древней Греции, Древнем Риме, Византии.

На Руси одним из первых таких документов стал Устав Владимира Мономаха (начало XII в). Устав определял возможность взимать с заемщика от 20 до 50% в зависимости от объекта кредитования и иных условий.

Важным экономическим вопросом является определение границ ссудного процента. Как мы уже отмечали, на ранних стадиях развития товарно-денежных отношений, когда преобладали товарные сделки, была принята ставка на уровне 20 – 50%. В средние века, когда кредитным делом занимались ростовщики, а кредитование осуществлялось в денежной форме, цена ссуды составляла 10 – 25%. В более поздний период, когда кредитная деятельность стала осуществляться преимущественно специализированными институтами (банками), размер кредитных ставок колебался на уровне 6 – 10%.

Сущность ссудного процента можно определить через выполняемые им функции: перераспределительную и стимулирующую. Перераспределительная функция ссудного процента отражает протекание чистого дохода, полученного в отраслях материального производства. Стимулирующая функция ссудного процента предполагает, что заемщик, обязанный выплачивать кредитору определенную сумму за пользование кредитом, вынужден следить за эффективностью и срочностью вложения этих средств. Величина ссудного процента зависит от действий двух участников процесса: кредитора и заемщика. Это значит, что объективная ставка должна одновременно удовлетворять экономическим интересам обеих сторон. Экономический интерес кредитора состоит в получении такого дохода, который позволил бы оправдать занятие кредитным делом, то есть получить «нормальный» уровень рентабельности своего капитала. Для заемщика главное чтобы выплачиваемый им процент не изымал всей полученной в результате освоения проекта прибыли.

Таким образом, мы определили экономические границы ссудного процента: нижняя – уровень рентабельности кредитора, верхняя – уровень рентабельности заемщика, то есть ссудный процент не может быть настолько велик, чтобы подорвать деятельность заемщика, и настолько мал, чтобы кредитор не имел желания ссужать средства.

Ссудный процент существует в различных видах, классифицировать которые возможно по ряду признаков:

классификация видов ссудного процента

Классификационные признаки

Виды ссудного процента

1. По формам кредита

Процент по коммерческому кредиту;

Банковский процент;

Процент по потребительскому кредиту;

Процент по лизинговым сделкам;

Процент по государственному кредиту

2. По видам кредитных учреждений

Учетный процент центрального банка;

Банковский процент;

Процент по ломбардному кредиту

3. По видам инвестиций

Процент по кредитам в оборотные средства;

Процент по инвестициям в основные средства;

Процент по инвестициям в ценные бумаги

4. по срокам кредитования

Процент по краткосрочным ссудам;

Процент по долгосрочным ссудам;

Процент по среднесрочным ссудам

5. По видам операций кредитных учреждений

Депозитный процент;

Процент по ссудам;

Процент по межбанковским кредитам…

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Услуга Интернет-банкинг
Услуга E-banking – в русском языке обычно используется термин «Интернет-банкинг». Чаще всего, принято отождествлять понятие услуги Интернет-банкинг с предоставлением клиенту возможности прямого доступа к банковскому счету через Интернет с ...

Понятие портфеля ценных бумаг и основные принципы его формирования
Инвестор, работающий на рынке ценных бумаг, должен придерживаться принципа диверсификации вкладов, а именно: стремиться к разнообразию приобретаемых инвестором финансовых активов. Это необходимо для уменьшения риска потери вкладов. Напри ...

Структура рынка ипотечных кредитов
Рынок — совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Рынок ипотечного капитала — часть финансового рынка, на котором перераспределяется за ...