Ценные бумаги. Порядок обращения и учет

Банковское дело » Ценные бумаги. Порядок обращения и учет

Россия в первой половине 90-х годов наряду с основной политической перестройкой начала переход к рыночной организации экономики. Сложнейшие процессы становления частной и акционерной собственности, поиска оптимальных хозяйственных региональных и финансовых взаимосвязей, утверждение новых рыночных методов управления экономикой и ее регулирования - вот основные задачи, стоящие перед экономистами. Среди различных отраслей наиболее гибкая банковская отрасль прошла разгосударствление в числе первых. Первый коммерческий банк был зарегистрирован осенью 1988 г., а в 1994 г., в России уже существовало порядка 2 тыс. частных и акционерных банков, обеспечивающих кредитно-финансовое и валютное обслуживание экономики. Акционирование коммерческих банков было первым крупным шагом на пути создания рыночной экономики, так как позволило в относительно короткий исторический срок (за 3-4 года) сформировать в стране валютный рынок, рынок краткосрочного кредитования экономики. В этот период банки были наиболее эффективными организациями и аккумулировали высвобождающийся капитал, так же как и высокопрофессиональных специалистов. Более того, к началу 1994 г. коммерческие банки, особенно в центральных регионах, образовали довольно емкий межбанковский денежный рынок и рынок кредитов. В то же время приватизация промышленности и других объектов государственной собственности только набирала силу, и после ее окончания в середине 1994 г. появились самые первые признаки координации и кооперации действий в производственной сфере, перешедшей на новую форму собственности. Промышленная и торговая приватизация вместе с тем сопровождалась ростом цен и падением внутреннего производства. В свою очередь это способствовало накоплению на банковских счетах торговли и промышленности свободных денежных ресурсов, которые не могли быть в короткий срок пущены на инвестиционные нужды. Доход, получаемый владельцами ресурсов от вложений в краткосрочные банковские депозиты или валютные операции, значительно превышал возможные поступления от налаживания производства и сбыта значительного ассортимента товаров. Подобный ход приватизации объективно обусловил то, что с начала реформ в 1991 г. до 1994 г. в экономике доминировала краткосрочная форма кредитования. На короткий срок до 3 месяцев кредитовали коммерческие банки; до одного года кредитовал Центральный банк, РФ Министерство Финансов, коммерческие банки и промышленные предприятия. В этих условиях зародился и получил быстрое развитие рынок государственных ценных бумаг - рынок, наилучшим образом отвечающий потребностям банков, как надежное средство регулирования ликвидности, в условиях высоких темпов инфляции и политической нестабильности, инвесторов, имеющих значительные денежные накопления. Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:

во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета;

- во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

Выпуск разных видов государственных ценных бумаг производится фактически каждый год. В настоящее время на фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

- облигации федерального займа (ОФЗ)

- облигации сберегательного займа (ОСЗ)

- казначейские обязательства (КО)

- облигации внутреннего государственного займа (ОВВЗ). Ниже приводятся краткие характеристики каждого вида ценных бумаг.

В начале 1992 года Банк России приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России, который был бы способен выполнять указанные функции, причем с его помощью предполагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Министерства финансов РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. было создано все необходимое для полноценного функционирования рынка государственных облигаций. Выпуск облигаций решено было начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения, равным трем месяцам, постепенно вводя новые инструменты большего срока обращения. Эти ценные бумаги получили название государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). С этого момента прошло более 2-х лет. За это время рынок ГКО прошел стадии становления и, уже можно сказать, развития.

Порядок выпуска и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) определяется Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (с изменениями от 27 сентября 1994 года) /Приложение 1/.

Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года.

Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. рублей. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Участниками рынка ГКО являются Дилеры и Инвесторы.

Постановлением Правительством РФ от 15 мая 1995 года № 458 утверждены Генеральные условия выпуска и обращения облигаций федеральных займов.

Согласно Генеральным условиям эмитентом облигаций федеральный займов от имени Российской Федерации выступает Минфин РФ.

Владельцами облигаций федеральных займов могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 52 определены условия выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с переменным купонным доходом.

ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Владельцы ОФЗ имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигации 1 млн. руб. Минфин РФ по согласованию с банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска Облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода,

Доходность облигаций федерального займа с переменным купонным доходом определяется на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям (ГКО).

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону - не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам включая последний - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска Облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода.

Условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812.

Эмитентом облигаций (ОСЗ) является Министерство финансов РФ.

Облигации выпускаются сроком на 1 год. Номинальная стоимость облигации 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей.

Каждая облигаций имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.

Процентный доход по купону определяется Эмитентом и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом,

При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону.

Нормативной базой учета операций с казначейскими обязательствами является "Положение о порядке размещения и погашения казначейских обязательств", утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября 1994 г. № 140.

На первом этапе с учетом ограничений, зафиксированных в депозитарием договоре, держатель КО может осуществлять следующие операции:

1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. Все расчеты по погашению кредиторской задолженности ведутся по номинальной стоимости КО.

2. Передача КО в залог для получения кредита. Факт залога КО должен быть зарегистрирован в уполномоченном депозитарии.

3. Обмен КО на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет.

В начале января 1995 года во исполнение постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 года № 1467 "О погашении части задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям, образовавшейся в ходе его исполнения". Госналогслужбой РФ и Минфином РФ утвержден Порядок проведения погашения задолженности федерального бюджета, связанно с финансированием предприятий и организаций, и задолженности по уплате платежей в доход федерального бюджета в 1995 году.

Согласно этому документу налоговое освобождение можно получить двумя способами. Во-первых, оно может быть предоставлено органами федерального казначейства исходя из задолженности федерального бюджета перед предприятием с учетом его фактической задолженности бюджету по налогам и платежам. Во-вторых, путем обмена (на основании заявления) казначейских обязательств (КО) на налоговые освобождения.

Казначейское налоговое освобождение является именным (в отличие от зарубежного аналога) и передаче другому предприятию (организации) не подлежит: бланки казначейских налоговых освобождений являются бланками строгой отчетности. Налоговое освобождение распространяется прежде всего на сумму недоимки в федеральный бюджет по всем видам налогов и платежей и штрафных санкций, включая пеню. Если же сумма недоимок меньше суммы казначейского налогового освобождения, то оставшаяся сумма погашается путем зачета текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. Зачет налогов осуществляется в сроки, установленные для их уплаты в федеральный бюджет.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 года № 222 "Об утверждении условий выпуска

внутреннего государственного валютного облигационного валютного займа" введены в обращение облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ). Было выпущено пять серий облигаций с разными сроками погашения с номиналом 1000 долларов. Погашение 1 серии облигаций произошло 14 мая 1994 года, II серии - 14 мая 1999 года. III серия - через 6 лет от даты выпуска - 14 мая 1999 года; IV серия - через 15 лет от даты выпуска - 14 мая 2008 года.

Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций.

По валютным облигациям начисляется 3 процента годовых, начиная с 14 мая 1993 года. Проценты уплачиваются 1 раз в год 14 мая держателям облигаций после предоставления соответствующего купона.

В соответствии с п.5 постановления Совета Министров РФ № 222 от 15 марта 1993 года сумма основного долга по облигациям при их погашении, равно как причитающиеся к выплате проценты, не подлежат обложению налогами, сборами, пошлинами или иными обязательными платежами установлено законодательством Российской Федерации. В этом случае государство выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их погашении и при выплате процентов по предъявлении купонов в размерах, необходимых для полной компенсации сумм удержанных с него обязательных платежей, т.е. погашение валютной облигации производится всегда по сумме номинала, а оплата процентов в любом случае составляет У/о годовых от номинала облигации.

Выдача облигаций внутреннего государственного валютного займа юридическим лицам производилась с 14 сентября 1993 года в счет средств "замороженных" сумм валютных счетов во Внешэкономбанке.

Другие статьи:

Состояние и тенденции развития рынка коллекторских услуг
В апреле 2007 года в России создана Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА)[29]. Основными предпосылками для создания НАПКА стали рост объемов кредитования и последовавший за ним рост объемов просроченной ...

Имущественное страхование
Согласованно ст. 929 ГК РФ, «по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить ...

Банковское обслуживание клиента на дому и на рабочем месте
Самостоятельная форма банковских услуг — предоставление клиентам возможности вести банковские операции с использованием электронной техники с удаленного рабочего места — дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи ...