История организации казначейской системы в России

Банковское дело » Казначейское дело » История организации казначейской системы в России

Страница 1

На переходных этапах экономического развития разных стран возникает необходимость выбора новых форм управления финансовыми потоками, в том числе и бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой экономической структуры, которая должна:

· обеспечивать исполнение федерального бюджета и бюджетов всех уровней управления;

•повышать оперативность в финансировании государственных программ;

• усиливать контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств;

• совершенствовать межбюджетные отношения и повышал координацию финансовых и налоговых органов;

• увеличивать доходную базу бюджетов за счет повышения собираемости налогов, усовершенствования методики взимания налогов и полноты их сбора;

• направлять средства на реализацию социальной политики и обеспечения своевременного и полного финансирования на всех уровнях бюджетов социально защищенных статей;

• повышать эффективность валютно-финансовых операций и крепить национальную валюту и т.д.

В системе экономических отношений эти функции возлагаются на специализированный финансовый орган - казначейство.

Казначейство - специальный государственный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации.

В России упоминание о казначеях встречается в XV в. По мере развития экономических отношений совершенствовалась и система приказных учреждений. На территориях губерний были организованы так называемые казенные палаты - губернский орган, который был учрежден 7 ноября 1775 г. Императорским указом Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». В ведение казенной палаты отошло все казенное имущество: денежная казна, гербовая бумага, печатные паспорта, наличные вино и соль казенных магазинов, таможни и заставы. Казенная палата, как записано в указе: « . не что иное есть, как соединенный департамент Камер- и Ревизион-коллегии, которому поручается в смотрение . ведомости о числе народа, ревизионные сказки, сведения о приходе и расходе, ревизия счетов, соляные дела, винный откуп и подряды, казенные всякие права, казенные и публичные строения и их содержание .». Законы и указы казенная палата получала только от императора и сената. В сенат же она посылала всевозможные рапорты и донесения.

В подчинении казенной палаты также находились губернские казначеи. Уездный казначей, по указу Екатерины II, «не имеет власти сам собирать и распоряжаться казенными доходами, но он есть хранитель тех денег, кои в казну приносятся, и ведет порядочные приходные и расходные книги». Губернские казначеи II подчиненные им уездные казначеи ведали приходом, хранением и выдачей денежных сумм.

В 1780 г. были созданы два главных казначейства - в Москве и Санкт-Петербурге, в которые поступали все доходы государства.'

В начале XIX в. на существовавшие в то время казначейства Александром I в Императорском манифесте «О мерах к уменьшению государственных долгов; о прекращении выпуска в оборот новых сумм ассигнациями и о возвышении некоторых податей и пошлин» от 2 февраля 1810 г. были возложены новые функции. В манифесте, в частности, говорилось:

«Все статьи казенных доходов, в каком бы отдельном управлении они ни состояли и из каких бы источников ни поступали, считать принадлежащими казначейству точно так же. как бы действительно в казначействе они находились. Никакая выдача, никакое сверхштатное назначение из них не должно быть произведено иначе, как с предварительным согласием министра финансов, и по тем же самым правилам, по коим чиниться имеют все расходы казначейства».

В 1821 г. Александром 1 в составе Министерства финансов был учрежден департамент Государственного казначейства, который просуществовал до 1 ноября 1918 г., когда и был упразднен по декрету СНК РСФСР и слит с Народным банком РСФСР. Таким образом были совмещены функции казначейства и центрального эмиссионного органа в целях проведения политики тотального планового руководства экономикой.

Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. В этот период Банк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджетов всех уровней. Вследствие этого был ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерчески» банки на местах не только устранились от контроля за использованием бюджетных средств, но и были заинтересованы в отсутствии такого контроля.

В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Бизнес-план реализации инвестиционного проекта
Бизнес-план - это комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и показатели, дающие объективное и целостное представление о будущем состоянии делового предприятия. Проще говоря, бизнес-план - это план разумной организации конкретног ...

Проблемы обязательного страхования ответственности адвокатов
Каждый адвокат столкнулся с необходимостью подыскать себе страховую компанию для заключения договора страхования уже к 1 января 2007 г. (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокат ...

Анализ эмиссионной деятельности коммерческого банка
Эмиссия ценных бумаг – выпуск в обращение акций, облигаций и других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а так же при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных фин ...