Документальное оформление. Документооборот в банке

При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях ответственный исполнитель обязан проверить:

· Соответсвует ли документ установленной форме бланка;

· Заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты;

· Правильность указания банковских реквизитов;

· Соответствует ли печать и подписи распорядителей счетом, заявленным кредитной организацией образцам.

При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:

· Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день.

· Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий операционный день;

· Оплата денежно-расчетных документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы овердрафта, определенной договором;

· По приходным кассовым операциям сначала принимаются денежные средства, а затем операция отражается в учете;

· По расходным кассовым операциям сначала операция отражается в учете, а затем денежные средства выдаются получателю;

· При безналичных расчетах сначала средства списываются со счета плательщика, а затем они зачисляютс на счет получателя, в том же порядке происходит и отражение операции в учете

Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.

Чеки и платежные поручения принимаются кредитной организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета.

Кредитная организация должна организовывать и осуществлять внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе (бланке), с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.

По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролером).

При этом оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского работника и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц. В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом).

Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.

Главные бухгалтеры кредитных организаций, их заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы.

При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.

Другие статьи:

Виды финансового анализа в коммерческом банке
Конечная цель проведения анализа состоит в выявлении у банка проблем на возможно более ранних стадиях их формирования. Результаты анализа должны использоваться при определении режима надзора, включая принятие решения о целесообразности пр ...

Сущность операций банковских услуг клиентам банка
Банковские услуги - это операции банковских учреждений по предоставлению услуг клиентам, которые не связаны с привлечением дополнительных ресурсов. Основной формой оплаты банковских услуг являются комиссии. Банки предоставляют клиентам ра ...

Эффективность использования банкоматов для кассовых операций
Банкомат - многофункциональное устройство самообслуживания, предназначенное для обслуживания клиентов в отсутствие банковского персонала, главной функцией которого остается снятие наличных денег с карточного счета. В этой операции содержи ...