Банковский сектор в России прошел несколько этапов в своем развитии. Исторические этапы развития связаны с приходом банков на российский рынок, как профессиональных участников кредитной системы (середина 19 века), существованием банков в социалистический период, государственные банки, действующие в разных отраслях, и новым этапом развития – после распада СССР, когда банковская система вернулась в рыночную экономику и стала служить ее приоритетам.
В новом этапе развития можно выделить несколько ключевых направлений деятельности: вначале банки только восстанавливали свою деятельность, этот период характеризуется всплесками в переходной экономике нашей страны, дефолтами, большими процентными ставками, недоверием со стороны Центрального банка (ставка рефинансирования в тот период варьировалась от 20 до 210 %[25]) и партнеров. С начала 1996 года состояние экономики в России начинает стабилизироваться, создаются крупные банки и укрупняются уже созданные. Это в основном универсальные банки, действующие почти во всех отраслях, что позволяет им подстраховываться от внезапных провалов в одном из направлений деятельности. Последние пять лет – банки укрупняются далее, стремятся захватить большую долю рынка, проявляются черты настоящей конкуренции. Период характеризуется тем, что банки борются за самые прибыльные рынки: потребительское кредитование, ипотечное кредитование, автокредитование, кредитование малого и среднего рынков. Продолжается интенсивный рост реальных доходов населения, способствующий расширению притока сбережение населения в банковскую систему. Это создает основу для быстрого увеличения совокупных пассивов банковской системы.
Благоприятная конъюнктура внешних товарных рынков и интенсивный рост внутреннего спроса обеспечивают стабильность финансового положения предприятий-заемщиков. Последние, в свою очередь, позволяет поддерживать приемлемый уровень кредитных рисков.
В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (чем она отличается от американской системы), а также функционирует достаточно развитый сектор небанковских кредитных организаций (чем она отличается от немецкой модели).
Состояние банковского сектора в России характеризуется тем, что кредитные организации распределены по территории страны крайне неравномерно. Это означает, что в России на сегодняшний день отсутствует отвечающая современным требованиям рыночной экономики система банковского обслуживания, одной из важнейших характеристик которой является доступность банковских услуг для населения и предпринимателей.
Об этом свидетельствуют следующие показатели: примерно из 1200 банков, действующих сегодня в России, 650 находятся в Москве, в 16 регионах Центрального федерального округа – всего 70 кредитных организаций.[26]
Кредитным центром страны, бесспорно, является Москва, через которую ежедневно проходит до 70% всех межбанковских расчетов страны. В столице работают около трети коммерческих банков России, причем это самые мощные кредитные организации, на которые приходится почти половина банковского капитала.[27]
Таким образом, разветвленная система банков – обязательное условие развития современной экономики и общества, а банковские услуги – это один из видов общественных благ. В связи с этим практику государственного управления банковской системой следует строить с учетом необходимости обеспечения социальных банковских стандартов и минимальной обеспеченности банковскими услугами.
Социальные банковские стандарты – это минимально возможный перечень банковских услуг, предоставление которых гарантируется государством на определенном минимальном уровне на территории Российской Федерации.
Минимальная обеспеченность банковскими услугами – это уровень доступности банковских услуг для их потребителей, который определяется исходя из соотношения количества кредитных организаций (их филиалов) на соответствующей территории и количества зарегистрированных на территории физических и юридических лиц, ниже которой предпринимательской деятельности становится цивилизованными методами становится невозможным. В России эта проблема еще не решена. В крупных городах жителям оказываются банковские услуги на приемлемом уровне, но для населения небольших городов банковские услуги носят ограниченный характер.
Другие статьи:
Инвестиционные
инструменты
На биржах происходит торговля следующими инструментами: акциями, облигациями, а также производными от них – фьючерсными контрактами и опционами.
Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получе ...
Экономическая сущность капитала
В законодательных актах большинства стран понятие "банк" означает организацию, осуществляющую прием вкладов, проведение расчетов и кредитование, как правило краткосрочное. Однако единого, общепринятого определения банка не сущес ...
Порядок приема денежной наличности от организаций
Прием денежной наличности от организаций в приходную кассу производится по объявлениям на взнос наличными 0402001, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции .
Организация должна вносить денежну ...