Основные этапы развития банковского сектора, проблемы и перспективы

Банковское дело » Коммерческие банки, как основа кредитной системы » Основные этапы развития банковского сектора, проблемы и перспективы

Страница 1

Банковский сектор в России прошел несколько этапов в своем развитии. Исторические этапы развития связаны с приходом банков на российский рынок, как профессиональных участников кредитной системы (середина 19 века), существованием банков в социалистический период, государственные банки, действующие в разных отраслях, и новым этапом развития – после распада СССР, когда банковская система вернулась в рыночную экономику и стала служить ее приоритетам.

В новом этапе развития можно выделить несколько ключевых направлений деятельности: вначале банки только восстанавливали свою деятельность, этот период характеризуется всплесками в переходной экономике нашей страны, дефолтами, большими процентными ставками, недоверием со стороны Центрального банка (ставка рефинансирования в тот период варьировалась от 20 до 210 %[25]) и партнеров. С начала 1996 года состояние экономики в России начинает стабилизироваться, создаются крупные банки и укрупняются уже созданные. Это в основном универсальные банки, действующие почти во всех отраслях, что позволяет им подстраховываться от внезапных провалов в одном из направлений деятельности. Последние пять лет – банки укрупняются далее, стремятся захватить большую долю рынка, проявляются черты настоящей конкуренции. Период характеризуется тем, что банки борются за самые прибыльные рынки: потребительское кредитование, ипотечное кредитование, автокредитование, кредитование малого и среднего рынков. Продолжается интенсивный рост реальных доходов населения, способствующий расширению притока сбережение населения в банковскую систему. Это создает основу для быстрого увеличения совокупных пассивов банковской системы.

Благоприятная конъюнктура внешних товарных рынков и интенсивный рост внутреннего спроса обеспечивают стабильность финансового положения предприятий-заемщиков. Последние, в свою очередь, позволяет поддерживать приемлемый уровень кредитных рисков.

В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (чем она отличается от американской системы), а также функционирует достаточно развитый сектор небанковских кредитных организаций (чем она отличается от немецкой модели).

Состояние банковского сектора в России характеризуется тем, что кредитные организации распределены по территории страны крайне неравномерно. Это означает, что в России на сегодняшний день отсутствует отвечающая современным требованиям рыночной экономики система банковского обслуживания, одной из важнейших характеристик которой является доступность банковских услуг для населения и предпринимателей.

Об этом свидетельствуют следующие показатели: примерно из 1200 банков, действующих сегодня в России, 650 находятся в Москве, в 16 регионах Центрального федерального округа – всего 70 кредитных организаций.[26]

Кредитным центром страны, бесспорно, является Москва, через которую ежедневно проходит до 70% всех межбанковских расчетов страны. В столице работают около трети коммерческих банков России, причем это самые мощные кредитные организации, на которые приходится почти половина банковского капитала.[27]

Таким образом, разветвленная система банков – обязательное условие развития современной экономики и общества, а банковские услуги – это один из видов общественных благ. В связи с этим практику государственного управления банковской системой следует строить с учетом необходимости обеспечения социальных банковских стандартов и минимальной обеспеченности банковскими услугами.

Социальные банковские стандарты – это минимально возможный перечень банковских услуг, предоставление которых гарантируется государством на определенном минимальном уровне на территории Российской Федерации.

Минимальная обеспеченность банковскими услугами – это уровень доступности банковских услуг для их потребителей, который определяется исходя из соотношения количества кредитных организаций (их филиалов) на соответствующей территории и количества зарегистрированных на территории физических и юридических лиц, ниже которой предпринимательской деятельности становится цивилизованными методами становится невозможным. В России эта проблема еще не решена. В крупных городах жителям оказываются банковские услуги на приемлемом уровне, но для населения небольших городов банковские услуги носят ограниченный характер.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Кредитные услуги как основа деятельности коммерческого банка
Основной функцией банков как финансовых институтов является перераспределение, т.е. аккумулирование свободных денежных средств населения, предприятий, государственного сектора, и предоставление, в первую очередь, предприятиям возможности ...

Функции банков
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов част ...

Вывод
Если пассивные операции банка – это операции по формированию капитала и привлечению ресурсов, то активные операции – это размещение собственных и привлеченных средств от своего имени и за свой счет с целью получения дохода. В международн ...