Анализ прибыли и рентабельности коммерческого банка

Страница 1

Прибыль коммерческого банка

— это финансовый результат деятельности коммерческого банка в виде превышения доходов над расходами. Высокая прибыльность и достаточная капитализация банков является основой надежности банковской системы. Прибыльность служит ярким индикатором конкурентоспособной позиции банка на банковских рынках и качества его менеджмента. Она дает возможность банку поддерживать определенный профиль риска и смягчать краткосрочные проблемы. Нераспределенная прибыль является, как правило, одним из источников образования капитала.

Рассмотрим диаграмму 2.4.1. Показатели представленные в ней отражают динамику двух компонентов формирования прибыли – результата от процентной деятельности и результат от деятельности не относящейся к процентной.

Отраженные в диаграмме соотношения иллюстрируют тот факт, рост процентной прибыли происходит параллельно с ростом убытка от непроцентной деятельности.

Рассмотрим подробнее тенденции процентной прибыли. Не трудно заметить ускорение темпов роста прибыли в 2006 г. и в особенности в 2007 г. В 2005 г. прибыль выросла на 903,5 тыс. леев, что в относительном выражении составило всего – 7,21% от уровня 2004 г. [приложения 12,13]. В 2006 году показатель чистой процентной прибыли достиг – 29 798 тыс. леев, что выше показателя 2005 г. на 16 356 тыс. леев, или на 121,6%. Самый же резкий рост отмечается в 2007 г., анализируемый показатель в сравнении с 2006 г. вырос на 212,9%, или на 63 451 тыс. леев [приложения 12,13].

Для определения причин выше описанного результата приведем расчет коэффициента процентной маржи в таблице 2.4.1. Данный показатель рассчитывается из отношения разницы между процентным доходом и расходом к средним остаткам по доходным активам. Коэффициент процентной маржи показывает, что к 2007 г. процентная маржа Эксимбанка достигла 5,97%, что больше показателя 2005 г. на 4,92%, т.е. более чем в два раза. В международной практике данный показатель принято считать приемлемым при минимальном уровне 3 – 4,5%, показатели Эксимбанка существенно выше.

Таблица 2.4.1

Коэффициент процентной маржи 2005 – 2007 гг.

Источник: Составлено автором на основе отчетности Эксимбанка

Важным показателем анализа является коэффициент спрэда, или процентный разброс. Коэффициент представляет собой разницу между процентами, получаемыми по активным операциям и процентами, уплаченными по пассивным. Динамику показателя иллюстрируют данные таблицы 2.4.2.

Приемлемое значение коэффициента для стабильно работающего банка должно быть положительным, как показывает таблица значение коэффициента для Эксимбанка – положительно.

Таблица 2.4.2

Коэффициент спрэда 2005 – 2007 гг.

Источник: Составлено автором на основе отчетности Эксимбанка

Рассмотрим диаграмму 2.4.2 для оценки результатов посреднической деятельности банка.

Показатели, отмеченные в диаграмме, отражают стабильный рост по чистому процентному доходу. Показатель – расчетный дифференциал доходности показывает разницу между соотношениями, полученных процентов к среднему объему ссуд и кредитов и выплаченных процентов к средним объемам депозитов.

Большое влияние на итоговый результат по прибыли оказывают расходы не относящиеся к процентным. Как указывалось в параграфе 2.3, существенную долю в них заняли расходы на персонал, а так же статья «Другие расходы не связанные с процентными».

Рассмотрим показатель, характеризующий динамику расходов на персонал.

Таблица 2.4.3

Соотношение расходов на персонал и всего дохода 2004 – 2007 гг.

Источник: Составлено автором на основе отчетности Эксимбанка

Как видно из таблицы, доля расходов на персонал в валовом доходе после небольшого роста в 2005 г. стали снижаться в 2006 - 2007 гг. Эта тенденция свидетельствует о том, что расходы на персонал не завышены.

Важным коэффициент для контроля уровня непроцентных расходов является – уровень покрытия непроцентных расходов непроцентными доходами. Данные таблицы 2.4.4 отражают, что данный показатель находится в пределах нормы, однако происходит некоторый его спад, что в первую очередь объясняется ростом непроцентных расходов.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Инфляция предложения
Второй тип инфляции – инфляция предложения (инфляция издержек) – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции (рис 3). Рис.3 Инфляция предложения Как видно ...

Банковское обслуживание клиента на дому и на рабочем месте
Самостоятельная форма банковских услуг — предоставление клиентам возможности вести банковские операции с использованием электронной техники с удаленного рабочего места — дома («home-банкинг»), конторы фирмы, автомобиля и т.д. пользователи ...

Этапы внедрения системы единого казначейского счет
Концепция функционирования единого казначейского счета может быть реализована при условии создания автоматизированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений Центрального банка РФ, органов казначейства и н ...