Анализ прибыли и рентабельности коммерческого банка

Страница 1

Прибыль коммерческого банка

— это финансовый результат деятельности коммерческого банка в виде превышения доходов над расходами. Высокая прибыльность и достаточная капитализация банков является основой надежности банковской системы. Прибыльность служит ярким индикатором конкурентоспособной позиции банка на банковских рынках и качества его менеджмента. Она дает возможность банку поддерживать определенный профиль риска и смягчать краткосрочные проблемы. Нераспределенная прибыль является, как правило, одним из источников образования капитала.

Рассмотрим диаграмму 2.4.1. Показатели представленные в ней отражают динамику двух компонентов формирования прибыли – результата от процентной деятельности и результат от деятельности не относящейся к процентной.

Отраженные в диаграмме соотношения иллюстрируют тот факт, рост процентной прибыли происходит параллельно с ростом убытка от непроцентной деятельности.

Рассмотрим подробнее тенденции процентной прибыли. Не трудно заметить ускорение темпов роста прибыли в 2006 г. и в особенности в 2007 г. В 2005 г. прибыль выросла на 903,5 тыс. леев, что в относительном выражении составило всего – 7,21% от уровня 2004 г. [приложения 12,13]. В 2006 году показатель чистой процентной прибыли достиг – 29 798 тыс. леев, что выше показателя 2005 г. на 16 356 тыс. леев, или на 121,6%. Самый же резкий рост отмечается в 2007 г., анализируемый показатель в сравнении с 2006 г. вырос на 212,9%, или на 63 451 тыс. леев [приложения 12,13].

Для определения причин выше описанного результата приведем расчет коэффициента процентной маржи в таблице 2.4.1. Данный показатель рассчитывается из отношения разницы между процентным доходом и расходом к средним остаткам по доходным активам. Коэффициент процентной маржи показывает, что к 2007 г. процентная маржа Эксимбанка достигла 5,97%, что больше показателя 2005 г. на 4,92%, т.е. более чем в два раза. В международной практике данный показатель принято считать приемлемым при минимальном уровне 3 – 4,5%, показатели Эксимбанка существенно выше.

Таблица 2.4.1

Коэффициент процентной маржи 2005 – 2007 гг.

Источник: Составлено автором на основе отчетности Эксимбанка

Важным показателем анализа является коэффициент спрэда, или процентный разброс. Коэффициент представляет собой разницу между процентами, получаемыми по активным операциям и процентами, уплаченными по пассивным. Динамику показателя иллюстрируют данные таблицы 2.4.2.

Приемлемое значение коэффициента для стабильно работающего банка должно быть положительным, как показывает таблица значение коэффициента для Эксимбанка – положительно.

Таблица 2.4.2

Коэффициент спрэда 2005 – 2007 гг.

Источник: Составлено автором на основе отчетности Эксимбанка

Рассмотрим диаграмму 2.4.2 для оценки результатов посреднической деятельности банка.

Показатели, отмеченные в диаграмме, отражают стабильный рост по чистому процентному доходу. Показатель – расчетный дифференциал доходности показывает разницу между соотношениями, полученных процентов к среднему объему ссуд и кредитов и выплаченных процентов к средним объемам депозитов.

Большое влияние на итоговый результат по прибыли оказывают расходы не относящиеся к процентным. Как указывалось в параграфе 2.3, существенную долю в них заняли расходы на персонал, а так же статья «Другие расходы не связанные с процентными».

Рассмотрим показатель, характеризующий динамику расходов на персонал.

Таблица 2.4.3

Соотношение расходов на персонал и всего дохода 2004 – 2007 гг.

Источник: Составлено автором на основе отчетности Эксимбанка

Как видно из таблицы, доля расходов на персонал в валовом доходе после небольшого роста в 2005 г. стали снижаться в 2006 - 2007 гг. Эта тенденция свидетельствует о том, что расходы на персонал не завышены.

Важным коэффициент для контроля уровня непроцентных расходов является – уровень покрытия непроцентных расходов непроцентными доходами. Данные таблицы 2.4.4 отражают, что данный показатель находится в пределах нормы, однако происходит некоторый его спад, что в первую очередь объясняется ростом непроцентных расходов.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Основные задачи регулирования и развития рынка ценных бумаг
По состоянию на начало 2009 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка, как сред ...

Сущность операций банковских услуг клиентам банка
Банковские услуги - это операции банковских учреждений по предоставлению услуг клиентам, которые не связаны с привлечением дополнительных ресурсов. Основной формой оплаты банковских услуг являются комиссии. Банки предоставляют клиентам ра ...

Понятие и виды корпоративных облигаций
Инвесторы во всем мире из основных ценных бумаг отдают предпочтения акциям и облигациям, причем доля последних в общем обороте значительно превышает долю всех остальных, вместе взятых. Это обоснованно тем, что мировые рынки ценных бумаг и ...