В нашей стране, в условиях не доскональной процедуры принятия законодательных решений и порядка вступления их в силу, возможности разработки высококачественных нормативных документов существенно сужаются.
Обновления законодательства, связанного с рынком ценным бумаг, наше государство должно начинать практически с ноля. Сейчас уже нет возможности обеспечить наследственность принятых актов и законодательства, которое существовало в Российской империи (в том числе и в Украине) до 1917г. Это обстоятельство не может не вызывать разочарования, так как до революции мы имели развитую как на то время, правовую базу регулирования фондового рынка. Уже в 1836г. в России было утверждено “Положение о компаниях и акциях”. В принятии такого правового документа, которое регламентировал деятельность акционерных обществ, мы опережали Пруссию на 6 лет, Англию – на 7 лет, Францию – на 19 лет [8].
На жаль развитие правовой базы, связанной с рынком ценных бумаг, после событий, которые произошли в октябре 1917г., приостановилось.
В Украине после принятия Верховной Радой 16 июля 1990г. “Декларации о государственном суверенитете” начался процесс формирования правовой базы для создания и функционирования рынка ценных бумаг.
К группе законодательных актов первого поколения, которые сегодня регулируют отношения на украинском фондовом рынке, в первую очередь следует отнести Законы Украины “О собственности”, “О ценных бумагах и фондовом рынке”, “О хозяйственных обществах”, “О приватизационных бумагах”, “О банках и банковской деятельности” и другие.
Анализ этих документов позволяет утверждать о большом их влияние на развитие фондового рынка.
Однако необходимо сказать, что разработка этих документов проходила, не очень детально, и создание таких необходимых институтов фондового рынка, как саморегулирующих организаций, независимых реесторов, депозитария и клиринго-расчетных организаций, не было предвидено совсем.
Дальнейшее развитее украинского рынка ценных бумаг, увеличение его активов и объемов, указало на необходимость оперативного закрытия дыр в законодательстве. Это произвело к разработке и принятии в 1992-1995гг. большого количества подзаконных актов. К этой группе подзаконных актов относятся: Указы Президента “Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях”, “О электроном обращении ценных бумаг и Национальном депозитарии” и др.
На жаль, первое поколение нормативно-правовых актов в сфере фондового рынка не всегда отвечало требованиям, которые ставились перед фондовым рынком. Главными причинами являлись, быстрота принятия этих правовых документов, и отсутствие единой концепции развития рынка ценных бумаг. Более того, некоторые положения принятых правовых документов, тормозили дальнейшие развитие инфрастуктуры фондового рынка.
Более системная и целеустремленная работа в направлении развития законодательства Украины в сфере ценных бумаг началось после принятия Указа Президента Украины от 12 июня 1995г. “О государственной комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке”. Она была создана с целью реализации единой государственной концепции развития фондового рынка.
Следующим важным шагом стало принятие Верховной Радой постановления от 25 сентября 1995г. “О концепции развития и функционирования фондового рынка Украины”.
В течение 1996г. законодательная база рынка ценных бумаг Украины была значительно расширена и доработана.
Основным событием, значительно повлиявшим на фондовый рынок, стало принятие Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
Важным событие на фондовом рынке Украины стало внесение изменений в 1996г. в Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”.
Все выше перечисленные правовые документы, на сегодняшний день составляют правовую базу рынка ценных бумаг в Украине.
В период 1997-2001гг. было принято рад законов, указов и постановлений, которые существенно дополнили существующий фондовый рынок, однако только после принятия новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”, можно будет говорить о окончательном создании второго поколения национального законодательства о ценных бумагах (что крайне необходимо нашему государству).
Другие статьи:
Учет акций
В бухгалтерском учете важное значение имеют сроки и цели, которые предусматривает инвестор собираясь вложить свой капитал в приобретение ценных бумаг. Исходя из этого, различают краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения.
Акции отн ...
Участники рынка ценных бумаг
Участники рынка ценных бумаг
(субъекты рынка) – это физические и юридические лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, ...
Зависимость видов страхования от формы проведения
страхования
Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности. Соответственно форма проведения страхования может быть обязательной или добровольной.
Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Данная ...