Банковская система: уровни, задачи и функции

Страница 2

Однако новейшая экономическая история показала, что в ситуации, когда страна стремится к тому, чтобы ее валюта была резервной и расчетной в мировом масштабе, система федерального резерва является более конкурентоспособной, оперативной и устойчивой.

До 1999 г. основными государствами-конкурентами, претендующими на обслуживание международных экономических связей в своих банковских системах, были Япония, США и Германия. Валюты этих стран, безусловно, являлись резервными на протяжении 20 последних лет. Тем не менее такая ситуация не устраивала другие развитые европейские государства, на долю которых вместе с Германией приходилось около 25% объема мирового экспорта (тогда как доля США составляла примерно 12%; а Японии - только 9,5%). При этом около 50% международных валютных резервов, включая СДР и права на кредит МВФ, были в долларах США, 13% - в немецких марках, а 7% - в японских иенах и 7% - в ЭКЮ ("суррогатная" валюта, применяемая для обслуживания международных долгов).

Статус доллара США как мировой резервной валюты на протяжении полусотни лет после подписания Бреттон-Вудского соглашения давал США немалые преимущества: во-первых, возможность финансировать бюджетный дефицит эмиссионными средствами, пользуясь постоянным спросом на национальную валюту за рубежом; во-вторых, возможность финансировать национальной валютой 160-миллиардный дефицит текущих операций, противопоставляя эластичность процентных ставок волатильности валютных курсов.

Все вышеозначенное создавало угрожающую ситуацию для финансовой независимости и стабильности экономических систем группы развитых европейских стран и непрерывно подталкивало Западную Европу к финансовой и экономической интеграции. В силу того обстоятельства, что в развитых странах Европы сложилась и функционировала система разрозненных государственных центральных банков, каждый из которых эмитировал собственную национальную валюту, европейской банковской системе было очень сложно конкурировать с Федеральной резервной системой США. Исключение составляла система Бундесбанка ФРГ, которая на протяжении 20 - 25 последних лет держала неоспоримое лидерство среди европейских банковских систем. Немаловажную роль в этом играл тот факт, что немецкая марка являлась международной резервной валютой первой категории. Наличие в Европе ряда банковских систем, различных по законодательному устройству и методам регулирования валютных курсов, создавало проблематичную ситуацию с поддержанием стабильности курсов национальных европейских валют.

Прологом к объединению континента стал Римский договор 1957 г., который не декларировал в явной форме стремление к единой европейской валюте, но ставил во главу угла стабильность валютных курсов в качестве основного приоритета европейской интеграции. В 1962 г., несмотря на действие в это время Бреттон-Вудской системы золотовалютного стандарта, в рамках которой устанавливались фиксированные соотношения между валютами, Европейская комиссия провозгласила переход к единой европейской валюте как одну из стратегических целей Сообщества.

Европейские страны создали в 1972 г. механизм совместного регулирования "плавающих" курсов. Он ограничивал отклонения валютных курсов от центральных значений пределами в 1,125% и был известен как "курсовая змея" из-за высокой частоты колебаний кросс-курсов европейских валют к доллару США. Однако функционирование этого механизма протекало сложно: Великобритания придерживалась этих правил всего шесть недель, Франция и Италия дважды отступали от системы правил, предусмотренных механизмом совместного регулирования "плавающих" курсов. Стало очевидным, что в мировой денежной системе произошли необратимые изменения и возврат к фиксированным соотношениям валют невозможен. Тогда европейские государства создали Европейскую валютную систему (ЕВС).7 июля 1978 г. в Бремене было заключено соглашение о создании ЕВС. Меморандум о создании ЕВС был подписан президентом Еврокомиссии Н. Дженкинсом в 1978 г. К марту 1979 г. страны ЕВС (кроме Великобритании, присоединившейся позже) вошли в систему, предусматривающую формирование валютных курсов, с механизмом, ограничивающим их отклонения пределами в 0,25% в обе стороны от фиксированных центральных значений. Для наименее стабильных валют пределы были установлены в 6%. Как и в случае с предыдущим неудачным опытом, данный механизм себя не оправдал. Французский франк и итальянская лира дважды подвергались девальвации, а с приходом к власти левоцентристского правительства Ф. Миттерана в 1982-1983 гг. встал вопрос о выходе Франции из ЕВС. Но этого не случилось.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
Рассмотрим возможные организационные формы, посредством которых могут осуществляться бюджетные полномочия, которыми наделены органы исполнительной власти субъектов Федерации при казначейском исполнении бюджета по доходам и расходам. I, Р ...

Классификация депозитов коммерческих банков
Пассивные операции коммерческого банка характеризуют источники средств и природу связей банка. Именно они в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активн ...

Законодательные основы биржевой деятельности в РК
Законодательство Республики Казахстан о товарных биржах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона от 7 апреля 1995 ...