Структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг имеет свою собственную структуру

, которая состоит из следующих компонентов:

1 субъекты рынка – участники рынка;

2 объекты рынка – ценные бумаги;

3 собственно рынок – операции на рынке;

4 система регулирования и контроля рынка ценных бумаг;

5 инфраструктура рынка (правовая, информационная, депозитарная, расчетно-клиринговая и регистрационная сеть).

Субъекты рынка

– это физические и юридические лица, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу их обращения. К субъектам финансового рынка относятся: эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, финансовые институты и т.п.

Объекты рынка

– это товары рынка, а именно различные ценные бумаги, обращающиеся на рынке. К объектам финансового рынка относятся: акции, облигации, векселя, банковские сертификаты, варранты, фьючерсные контракты и пр.

Операции, проводимые на рынке,

- это действия с финансовыми активами на рынке для достижения поставленных целей. На рынке ценных бумаг осуществляются различные финансовые операции. Основными операциями являются: выпуск (эмиссия), размещение, купля-продажа, обмен, доверительное управление, начисление и выплата доходов по ценным бумагам, ценообразование и пр.

Регулирование рынка ценных бумаг

– это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Существует четыре основные формы регулирования

рынка ценных бумаг.

1 Государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.

2 Биржевое регулирование, основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).

3 Саморегулирование, осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4 Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

К органам государственного регулирования и надзора финансового рынка относятся: Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам и т.д.

К саморегулируемым организациям относятся объединения профессиональных участников рынка, таких как Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Совет крупнейших регистраторов и депозитариев (СКРО), Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организций (ОПИАК) и др.

Рынок ценных бумаг не может существовать без хорошо развитой инфраструктуры: правовой, информационной, депозитарной, а также расчетно-клиринговой и регистрационной сети. Инфраструктуру финансового рынка создают организации, обслуживающие рынок, которые включают в себя: организации, обеспечивающие заключение сделок; организации, обеспечивающие исполнение сделок клиринговые организации, депозитарии, регистраторы); информационные агентства.

Основными признаками развитого рынка ценных бумаг являются стабильность нормативно-правовой базы, достаточно большой круг участников рынка, информационная прозрачность операций и участников рынка и хорошо развитая инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает участникам рынка быстрое и эффективное осуществление операций с ценными бумагами.

Другие статьи:

Законодательная база и компетенции органов власти субъектов Российской Федерации
В результате политических и экономических преобразований в Российской Федерации за годы перестройки и перехода к рынку в бюджетной системе произошли структурные изменения. Главное изменение - децентрализация бюджетной системы, при которой ...

Антиинфляционная политика Банка России (2008-2010 г)
В соответствие со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации устанавливает цель по уровню инфляции на трёхлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 3 го ...

Обработка реестров на перечисление бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям субъекта Российской Федерации
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется органом казначейства в соответствии с реестрами ГУФК, УФК регионов и сводными реестрами распорядителей средств в установленном порядке. Передача файлов, содержащих указания (рее ...