Эволюция форм оптовой торговли и появление товарных бирж

Товарные биржи: сущность и тенденции развития » Эволюция форм оптовой торговли и появление товарных бирж

Страница 1

Современные товарные биржи являются результатом длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно одним из видов организованного товарного рынка.

Исторически первоначальной формой оптовой торговли можно считать караванную торговлю. Ее отличительными чертами являлись эпизодичность, нерегулярность проведения, отсутствие определенного места торговли и правил осуществления. Здесь мы можем наблюдать простейшую форму рынка - базар. При этом торговый процесс организован самым элементарным образом: сидящие продавцы ждут покупателей. При таком способе спрос (покупатель) ищет предложение, а если вспомнить об эпизодичности и неорганизованности караванной торговли, то этот поиск может идти довольно долго.

На смену ей пришла ярмарочная торговля. В средние века стали возникать как небольшие, так и довольно крупные ярмарки, время и место проведения которых было точно обозначено и о проведении которых участники предварительно оповещались. Само значение слова «ярмарка», что в переводе с немецкого обозначает «ежегодный рынок», свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли. [1, 54]

На ярмарках в Европе в XII-XIII вв. проводились сделки с наличным товаром как с немедленной оплатой, так и с отсрочкой платежа. На некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству различной продукции, а затем и введена практика торговли по образцам, а не только конкретными наличными партиями.

Ярмарочная торговля того времени велась по строгим разработанным внутренним правилам. Например, английские кодексы поведения купцов регулировали порядок взаимоотношений между контрагентами сделок, устанавливали стандартные формы для товарных контрактов, векселей, складских квитанций и других документов. Нарушивший кодекс и неисполнивший своих обязанностей купец мог быть исключен из торгового сообщества.

На ярмарках существовал свой способ решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций - ярмарочный суд. В то время его называли «суд людей с пыльными ступнями», так как его участники - купцы - долгие дни и месяцы находились в дороге. Ярмарочный суд был прообразом современного арбитража.

Ярмарочный тип торговли отличается наличием торговых рядов, часто специализированных на определенных товарах. Здесь предложение призвано улавливать спрос, а специализация продавцов - способствовать ускорению поиска. Но при этом стороны имеют определенные роли, которые не изменяются. Как только объемы операций многократно возрастают, ярмарка начинает перерастать в биржу.

И все же на определенном этапе ярмарочный способ организации торговли перестал устраивать его участников. К ХYI веку бурное развитие торговли в связи с открытием Америки и укреплением капитализма в Европе привело к появлению постоянных, а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, в своем роде оптовые магазины, иными словами - появились биржи.[2, 97]

Сам термин «биржа» имеет несколько версий своего происхождения. Этимологически термин «биржа» происходит от греческого слова byrza (сумка, кошелек), немецкого borse и голландского burse. Одна из версий приписывает появление этого термина конкретной личности. Согласно ей в бельгийском городе Брюгге, который находился на пересечении многих европейских торговых путей и поэтому именовался «маклером христианских народов», была особая площадь, на которой собиралось для торгов купечество. Площадь носила название «де бурсе» (de burse) по имени крупной маклерской конторы господина Ван де Бурсе, владевшего здесь большим домом. На доме висел герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков (мешков), которые на местном наречии именовались «the buerse». Владелец конторы предоставил свой дом для сбора купцов и, возможно, дал название этой форме торговли.

Вообще характерно, что первые биржи часто располагались в гостиницах или чайных, а затем постепенно перебазировались на постоянное место в специальное здание.

Рассматривая развитие оптовой торговли можно заметить не просто смену мест организации торговли и правил их проведения, а существенные изменения в самом способе ведения торгового процесса. Любая самая простая торговая операция представляет собой соединение спроса и предложения на определенный товар, но то, каким методом осуществляется это соединение, говорит о степени развитости рыночных отношений.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Понятие коммерческого банка
Банк - это финансовое учреждение, которое аккумулирует и хра­нит денежные средства, проводит денежные операции и расчеты, кон­тролирует движение денежных средств, предоставляет кредиты, вы­пускает в обращение деньги и ценные бумаги /1/. ...

Процентный риск, методы его оценки и управления
Процентный риск представляет собой вероятность финансовых потерь в результате изменения уровня процентных ставок. Применительно к коммерческим банкам процентный риск может быть определен как риск сокращения чистого дохода банка вплоть до ...

Продукт DeltaМечта от DeltaCredit
Немного позже появились подобные программы и в рублях. С 25 апреля 2005 г. Национальная валютная ассоциация (НВА) начала расчет нового индикатора MosPrime Rate - индикативной ставки предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московск ...