Инфляция и её виды

Страница 2

Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработанную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Также гиперинфляция возникала в России в период НЭПА, в некоторых странах Латинской Америки (70-80-е годы ХХ века), на Украине и в Казахстане в начале 90-х годов. Россия в 1992 году близко подошла к состоянию гиперинфляции, однако за весь период рыночных реформ не было ни одного месяца, когда рост цен достиг бы 50% (цены за один год возросли в 30 раз).

При такой инфляции возникает условный баланс убытков и выигрышей (табл.3-приложение).

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста:

Сбалансированная инфляция. Цены растут одновременно и в одинаковой степени на все товары и услуги, а также на факторы производства. Такая инфляция не влияет на перераспределительные процессы и выражается только в повышении общего индекса цен. В реальности сбалансированная инфляция практически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью и степенью приспособляемости к новой рыночной ситуации.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

Несбалансированная инфляция. Наблюдается неравномерный во времени и в динамике рост цен. При этом происходит изменение относительных (реальных) цен на различные блага, что вызывает структурные сдвиги в экономике. Фактически, любая инфляция является несбалансированной.

В России в 91-95 гг. преобладала несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережал рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышала цену всего сложного прибора и т.п. Например, завод "Русский дизель" (Санкт-Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливался манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) стала, чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы было бы трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.

Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не могла, индустриальное возрождение России было нереальным. Были возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

С точки зрения третьего критерия (по степени прогнозируемости) выделяют:

Прогнозируемая (антиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен являются рациональными и в целом безошибочными. Позволяет хозяйствующим субъектам приспособиться к меняющейся рыночной конъюнктуре и в максимально возможной степени защитить свои интересы.

Непрогнозируемая (не антиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен на собственную продукцию и факторы производства не являются достоверными и полными, носят адаптивный характер, а приспособление происходит только через некоторый промежуток времени и частично.

В условиях информационной неопределённости и несовершенства знаний относительно механизмов функционирования экономики инфляция, как правило, является полностью прогнозируемой.

Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушало психологическую устойчивость людей, которые все менее надеялись на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Информационные сложности финансового анализа банка в современных условиях
Наличие прозрачной и полезной информации об участниках рынка и их операциях является важным элементом эффективного рынка, а также ключевым условием действенности рыночной дисциплины. Чтобы банковское управление с учетом риска было эффекти ...

Инвестиционная деятельность коммерческих банков
В соответствии с методами управления активами банк размещает в ценных бумагах не востребованные на кредитные операции свободные средства с целью получения дохода при поддержании необходимого уровня ликвидности. Операции на рынке ценных бу ...

Структура банковской системы и факторы ее развития
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Эта система включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расч ...