Инфляция и её виды

Страница 1

Понятие "инфляция" (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.

Что же такое "инфляция". Разные экономисты отвечают по-разному на этот вопрос.

Инфляция - переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей реальную прежнюю ценность или обесценившейся в меньшей степени;

Инфляция - дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен;

Инфляция - любое обесценение бумажных денег;

Инфляция - многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

Современная экономическая энциклопедия дает следующее определение инфляции: Инфляция (англ. inflation) - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами сверх реальных потребностей народного хозяйства и их обесценивание, обусловленное нарушениями общественного производства. Инфляция представляет собой нарушение действий денежного обращения и проявляется в явном или скрытом росте цен".

Суммируя все эти, в общем-то, идентичные, определения, можно сказать, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги).

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен, т.е. количественно:

Ползучая или умеренная (рост цен до 10% в год). Может считаться позитивным явлением, если сопровождается ростом деловой активности и отражает процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции. Действительно, в период введения новой технологии большинство предприятий, пользуясь приобретённым конкурентным преимуществом и неэластичного спроса на продукцию, практикуют маркетинговую стратегию "снятия сливок", а также следуют политике ускоренной амортизации. В результате в первые годы внедрения новшеств отношение цена/качество, как правило, растёт. Этому также способствуют высокие предельные издержки вследствие низкой степени освоенности рынка и невозможности полноценного использования эффекта масштаба. Инфляцию такого рода удачно объяснил в начале ХХ века австрийский экономист Й. Шумпетер - в период развития, "созидательного разрушения", индуцированного инновационного процесса происходит эмиссия кредита (в том числе за счёт лучшего освоения потенциального значения денежного мультипликатора), а инфляция является способом перераспределения покупательной способности.

Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Более того, кейнсианцы считают, что относительно невысокий, "трёхпроцентный" темп инфляции может быть использован для стимулирования производства. Допустимый темп "привычной" инфляции зависит от конкретных; он неодинаков для различных стран.

Галопирующая (от 20 до 200% в год). Обычно периоды взлёта цен на отдельные товарные группы чередуются с периодами их относительной стабильности. Так как динамика цен на разные товары и услуги на совпадает во времени, в целом наблюдается относительно плавная повышательная тенденция общего уровня цен, в которой можно обнаружить только сезонные колебания.

Этот вид инфляции, в отличие от ползучей, становится трудноуправляемой. Он характерен для стран с переходной экономикой. В первой половине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределах от 20 до 70%; в Венгрии - от 19 до 35%; в Чехии и Словакии - от 10 до 55-60%.

Гиперинфляция (по критерию американского экономиста Ф. Кейгана, рост цен составляет 50% и более в год). Гиперинфляция - неуправляемый процесс, подогреваемый самовоспроизводящимися инфляционными ожиданиями. Во время гиперинфляции наблюдается бегство от денег, а цены пересматриваются практически каждый день. Производство дезорганизуется, так как производителям неясно, какие цены устанавливать на отпускаемую ими продукцию. Чтобы определить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы "горячих" денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением "инфляционного психоза", а это подстёгивает рост цен и инфляция начинает кормить сама себя.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Функции коммерческого банка
Рассмотрение экономической сущности банка целесообразно начать с важнейшего для ее понимания момента - его коммерческой природы. Российское право относит банк к числу коммер­ческих организаций, осуществляющих независимую хозяйственную де ...

Классификация ипотечных кредитов
Ипотечные кредиты могут быть классифицированы по различным признакам. 1. По объекту недвижимости: Ø земельные участки; Ø предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательс ...

Типы инвесторов, работающих на российском фондовом рынке
В процессе развития отечественного фондового рынка сформировались несколько групп инвесторов, ориентированных на вложения в обращающиеся на нем инструменты. Коллективные инвестиции . Формирование такой институциональной формы инвестирова ...