Особенности инфляционных процессов в России

Банковское дело » Инфляция: истоки и пути преодоления » Особенности инфляционных процессов в России

Страница 1

В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Важным фактором инфляционных процессов в России выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:

· в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;

· в производстве средств производства и товаров народного потребления;

· в системе государственного ценообразования;

· в доходах и расходах государственного бюджета;

· в кредитных и финансовых ресурсах.

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике, который начался с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил, соответственно, 215,0% и 131,3%. В этот период Россия переживала стагфляцию.

Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.

В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.

В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. В реальности, по официальным данным, уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%.

Первоначально зарождавшиеся инфляционные процессы в России были обусловлены: диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства СССР, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него; государственной системой ценообразования (поддержанием многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от изменений в производстве, спросе и предложении), не позволяющей избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Основные направления совершенствования механизма страховых взносов
Как известно, в июле 2009 года были приняты федеральные законы, направленные на развитие системы обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы. В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели ...

Сущность рынка ценных бумаг
Категория "сущность" в философском понимании отражает то главное, что отличает явление от всего окружающего мира. В научной литературе чаще всего сущность выражается через определение понятия. Последнее дает лаконичную квинтэссе ...

Практика андеррайтинга в России
В условиях российского рынка роль андеррайтера выполняют преимущественно коммерческие банки, обладающие значительными свободными финансовыми ресурсами Андеррайтинг - хороший способ нивелировать негативные факторы, сдерживающие развитие р ...