Возрождение рынка ценных бумаг в России началось в 1990–1991 гг. К этому периоду относится появление акций трудовых коллективов и начало разработки нормативно-правовой базы фондового рынка.
В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее воплощению в жизнь. Реализация названной программы означала совершение тихой экономической революции, в результате чего произошла смена общественного строя.
1993–1994 гг. были периодом обвальной приватизации, практически разделившей общество на противоположные группы. Теоретически в начале приватизации все граждане России имели равные права и возможности. Каждый получил право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека (ваучера). Личным делом каждого было решение о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить, оставить на память или обменять на акции выбранного предприятия. Фактически же ни о каком равенстве возможностей не могло быть и речи. Неравенство порождалось различиями в финансовых возможностях граждан, уровнем их осведомленности об экономических процессах и тенденциях, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению экономики подтверждалась заторможенной реакцией подавляющего большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла коренная трансформация отношений собственности. Значительная часть предприятий перешла из государственной собственности в частную и акционерную.
В 1994 году начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования дефицита государственного бюджета. Оно взяло курс на продажу государственных ценных бумаг, продажа которых ежегодно приносила в бюджет несколько десятков триллионов неденоминированных рублей. Это позволило сократить бюджетный дефицит, но с другой стороны, – резко ограничило возможности интенсивного развития производства, что привело к сокращению объемов валового национального продукта. В дальнейшем увеличение государственного долга привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг. В 1995–1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступил в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» и др. К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государственных финансовых инструментов рынка ценных бумаг. Ее основные направления:
выпуск государственных ценных бумаг для финансирования дефицита госбюджета (государственных краткосрочных обязательств ГКО; облигаций федерального займа ОФЗ; облигаций государственного сберегательного займа ОГСБ).
реструктуризация внутреннего валютного долга – выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ).
связывание частей свободных денежных средств на основе денежной приватизации.
Период с начала 1997 года до августа 1998 года характеризовался внутренней политической нестабильностью; бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имело место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система регулирования фондового рынка не оправдала возлагавшихся на нее надежд из-за неготовности правительства к реализации правовых норм. Достижение некоторой финансовой стабильности до мирового кризиса финансовой системы в октябре – ноябре 1997 года базировалось на иностранных инвестициях.
После кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил своего существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3–5 раз по сравнению с июнем 1998 года и в 10–15 раз по сравнению с октябрем 1997 года.
Ключевыми задачами современного этапа развития фондового рынка России является создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.
Валютные биржи. О торговле валютными ценностями следует сказать особо. Чаще всего она осуществляется в рамках соответствующих отделов фондовых бирж, но в отдельных странах существуют и специализированные валютные биржи, однако такое положение, по нашему мнению, не меняет сущности валютных бирж как части финансового рынка, неразрывно связанного с фондовым рынком.
Другие статьи:
Сущность, функции и фундаментальные свойства ценных бумаг
Согласно экономической теории весь товарный мир делится на товар и деньги. В процессе экономической деятельности всегда возникает необходимость в передаче денег одним лицом (юридическим или физическим) другому. В мировой хозяйственной пра ...
Особенности переходного
периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу. Страховы ...
Операция интернет-банк, ее недостатки и преимущества
iBank 2 – система электронного документооборота клиента с банком, позволяющая клиенту:
дистанционно управлять банковским счетом;
осуществлять официальную переписку с банком;
получать информацию о движении средств на счетах;
пользовать ...