Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях

Банковское дело » Фонд социальной защиты населения » Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях

Страница 3

Тем не менее, принимаемые меры по реализации социальной политики не позволяют устранить или существенно снизить существующий уровень малообеспеченности отдельных групп населения. Причиной тому являются, с одной стороны, либерализация цен и девальвация национальной валюты, а с другой — распространение государственных пособий на значительную часть людей. В этой связи разработана Комплексная система мер по социальной защите населения на 2000—2005 гг., которая одобрена Советом Министров. Ее основной целью является обеспечение эффективной социальной защиты на основе функционального, организационного ее совершенствования и обновления, усиления нормативно-правовой и методической базы[3].

На первом этапе (2000— 2001 гг.) Комплексная система мер предусматривала, смягчение социальных последствий переходного периода и усиление адресной поддержки малообеспеченных групп населения, чтобы не допустить снижение уровня жизни и укрепить минимальные социальные гарантии.

На втором этапе (2002—2005 гг.) должно быть завершено реформирование системы социальной защиты. Предусматривается разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные системы с различными источниками финансирования: социальное страхование и социальная помощь.

В области оплаты труда важнейшим направлением ее реформирования должны стать поэтапное повышение размера тарифной ставки первого разряда и ее приближение к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету, исходя из экономических возможностей республики.

Для повышения эффективности адресной социальной помощи важно усовершенствовать существующие программы для создания единой системы адресной поддержки незащищённых слоев населения. В связи с этим следует провести всесторонний анализ действующих законодательных актов, регулирующих предоставление социальных пособий, услуг и льгот, и по его результатам подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, предусматривающих перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. Практика показывает, что ни в одной стране социальные нужды населения не удовлетворяются полностью, ибо для этого не хватает ни государственных, ни частных пожертвований. Для решения этой задачи потребовалось бы резко увеличить налоги на занятое население.[2,с.36]

Международный опыт свидетельствует, что эффективные системы адресной социальной помощи не в состоянии обеспечить поддержку более чем 10—15% населения[10, с.5]. Ввиду ограниченности финансовых средств правительство приняло решение о выделении приоритетов в области социальной помощи. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 1999 г. N 1254 «О мерах по социальной защите малообеспеченных граждан» определены категории граждан из числа малообеспеченных, которые в силу их физического состояния и материально-бытовых условий нуждаются в первоочередной социальной поддержке. К ним отнесены инвалиды I и II групп; одиноко проживающие пенсионеры; многодетные и неполные семьи; трудоспособные граждане, осуществляющие уход за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом, а также лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися в постоянной посторонней помощи; безработные граждане, состоящие на учете в государственной службе занятости и соблюдающие обязанности безработных, предусмотренные законодательством.

Сегодня также важно упорядочить имеющиеся льготы населению с последующим направлением высвобожденных средств «а программы адресной социальной защиты, ввести механизмы персонификации отдельных льгот и практику, при которой любая услуга будет оплачена по действующим тарифам с последующей компенсацией средств льготнику. С целью упорядочения льгот и привилегий следует осуществить информационно- образовательную программу, то есть подготовить общественное мнение к пониманию необходимости реформы системы социальной защиты семей и граждан.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Информационные технологии и кредитный процесс
Одним из критериев оценки конкурентоспособности банка является степень использования им информационных технологий и автоматизации банковских процессов. Банк инвестирует значительные средства в программное обеспечение, компьютерное и телек ...

Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках
Распространение корпоративного менеджмента, в том числе и в сфере банковского дела, обусловлено тем, что мировое экономическое развитие к началу XXI века стало отличаться активным развитием корпоративной интеграции хозяйствующих субъектов ...

Основные формы и виды кредита
Кредитные отношения в экономике функционируют в соот­ветствии с основными принципами, которые наряду с элементами кредита раскрывают его сущность. Основные принципы кредита: • возвратность; • срочность; • платность; • обеспеченность; ...