Функции банков как агентов валютного контроля

Банковское дело » Функции банков как агентов валютного контроля

Страница 1

Согласно ст. 19 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) Нацбанк и иные государственные органы не вправе требовать от банков выполнения не свойственных им контрольных и других функций, за исключением функций агентов валютного контроля и контроля за ведением кассовых операций. Правовые основы выполнения банками функций агентов валютного контроля установлены Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Согласно ч. 2 ст. 27 Закона порядок осуществления валютного контроля банками устанавливается законодательными актами (т.е. нормативными правовыми актами Президента и Парламента) и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка. При этом банки как агенты подотчетны последнему как органу валютного контроля (ст. 24 и 26 Закона). Но после принятия Закона утратил силу комплексный подзаконный нормативный акт, регулировавший вопросы валютного контроля 1 , остался лишь целый ряд разрозненных документов, посвященных тем или иным аспектам его осуществления.

С сентября 2006 г. таким комплексным нормативным правовым актом стала Инструкция по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2006 № 89 (далее - Инструкция № 89). Следует отметить, что Инструкция № 89 дословно воспроизводит функции, перечисленные в ч. 3 ст. 27 Закона. При этом, однако, Инструкция № 89 детализирует каждую из них, определяя предмет валютного контроля.

Основной формой банковского контроля является документальный контроль. Иными словами, банк имеет дело не с товарами или иными фактами внешнеэкономической сделки, а с документами, их отражающими. Поэтому согласно п. 11 Инструкции № 89 ответственность за своевременность представления документов, необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, и достоверность 2 содержащихся в них сведений возлагается на клиентов.

В подп. 7.1-7.11 Инструкции № 89 дается перечень документов, представляемых клиентами банкам как агентам валютного контроля в тех или иных случаях. Однако следует учитывать, что этот перечень не является исчерпывающим. Банк имеет право самостоятельно определять конкретный перечень документов (п. 9 Инструкции № 89). При необходимости банк вправе потребовать также: а) разрешение Нацбанка на проведение валютной операции (свидетельство о регистрации, уведомление); б) документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации субъекта валютных операций - получателя (отправителя) денежных средств; в) договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (приложения, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу в случаях, когда имеет место перемена лиц в обязательстве. В то же время во избежание произвола со стороны агента валютного контроля банкам запрещено требовать представления тех документов, которые непосредственно не относятся к проводимой валютной операции (п. 15 Инструкции № 89).

Одновременно банк не требует представления документов, необходимых ему для осуществления функций агентов валютного контроля, при:

- осуществлении обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды;

- проведении валютных операций нерезидентами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в области предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Заключение договора банковского счета
Согласно общим правилам о форме сделок договор банковского счета должен заключаться в простой письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор банковского счета не может существовать в устной форме. Согласно п. 1 ст. 846 ГК РФ при заключе ...

Организационные принципы системы ценообразования в строительстве
Переход на новую систему ценообразования в условиях развития рыночных отношений во многом зависит от эффективности функционирования региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) - организаций, созданных в республиках, вх ...

Техника совершения форфейтинговой сделки
Этапы подготовки сделки 1. ИНИЦИАЦИЯ СДЕЛКИ Существует два возможных инициатора форфейтинговой сделки - экспортер и импортер. Чаще всего в этой роли выступает экспортер либо его банк. И это естественно, поскольку для дисконтирования пре ...