Функции банков как агентов валютного контроля

Банковское дело » Функции банков как агентов валютного контроля

Страница 1

Согласно ст. 19 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) Нацбанк и иные государственные органы не вправе требовать от банков выполнения не свойственных им контрольных и других функций, за исключением функций агентов валютного контроля и контроля за ведением кассовых операций. Правовые основы выполнения банками функций агентов валютного контроля установлены Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Согласно ч. 2 ст. 27 Закона порядок осуществления валютного контроля банками устанавливается законодательными актами (т.е. нормативными правовыми актами Президента и Парламента) и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка. При этом банки как агенты подотчетны последнему как органу валютного контроля (ст. 24 и 26 Закона). Но после принятия Закона утратил силу комплексный подзаконный нормативный акт, регулировавший вопросы валютного контроля 1 , остался лишь целый ряд разрозненных документов, посвященных тем или иным аспектам его осуществления.

С сентября 2006 г. таким комплексным нормативным правовым актом стала Инструкция по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2006 № 89 (далее - Инструкция № 89). Следует отметить, что Инструкция № 89 дословно воспроизводит функции, перечисленные в ч. 3 ст. 27 Закона. При этом, однако, Инструкция № 89 детализирует каждую из них, определяя предмет валютного контроля.

Основной формой банковского контроля является документальный контроль. Иными словами, банк имеет дело не с товарами или иными фактами внешнеэкономической сделки, а с документами, их отражающими. Поэтому согласно п. 11 Инструкции № 89 ответственность за своевременность представления документов, необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, и достоверность 2 содержащихся в них сведений возлагается на клиентов.

В подп. 7.1-7.11 Инструкции № 89 дается перечень документов, представляемых клиентами банкам как агентам валютного контроля в тех или иных случаях. Однако следует учитывать, что этот перечень не является исчерпывающим. Банк имеет право самостоятельно определять конкретный перечень документов (п. 9 Инструкции № 89). При необходимости банк вправе потребовать также: а) разрешение Нацбанка на проведение валютной операции (свидетельство о регистрации, уведомление); б) документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации субъекта валютных операций - получателя (отправителя) денежных средств; в) договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (приложения, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу в случаях, когда имеет место перемена лиц в обязательстве. В то же время во избежание произвола со стороны агента валютного контроля банкам запрещено требовать представления тех документов, которые непосредственно не относятся к проводимой валютной операции (п. 15 Инструкции № 89).

Одновременно банк не требует представления документов, необходимых ему для осуществления функций агентов валютного контроля, при:

- осуществлении обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды;

- проведении валютных операций нерезидентами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в области предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Личное страхование
« По договору личного страхования одна сторона – страховщик – обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной – страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную ...

Кредитные услуги как основа деятельности коммерческого банка
Основной функцией банков как финансовых институтов является перераспределение, т.е. аккумулирование свободных денежных средств населения, предприятий, государственного сектора, и предоставление, в первую очередь, предприятиям возможности ...

Управление инвестиционным потенциалом страховых организаций
Страховой рынок минимизирует риски, связанные с деятельностью экономики в масштабах всей страны, а также позволяет аккумулировать и капитализировать собственные средства страховщика и страховые резервы. Страховые организации являются круп ...