Функции банков как агентов валютного контроля

Банковское дело » Функции банков как агентов валютного контроля

Страница 3

В-третьих, обязанности в данном случае возлагаются на разный круг лиц: на самих субъектов хозяйствования (Указ № 7); на банки (Инструкция № 89). А согласно п. 22 Инструкции № 89 банк при проведении валютных операций не осуществляет контроль выполнения требований валютного законодательства, возложенных непосредственно на клиентов, за исключением случаев, когда такой контроль возложен на банк в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка.

В-четвертых, нарушения требований двух нормативных актов в части отдельных реквизитов влекут совершенно различные последствия (см. далее). Таким образом, противоречий между Указом № 7 и Инструкций № 89 в данном случае нет.

Пункт 20 Инструкции № 89 детализирует нормы ч. 4 ст. 27 Закона 5 , в которых перечисляются основания отказа клиенту в проведении валютной операции, а именно в случаях:

- непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления валютного контроля данной операции, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям, указанным в приведенной выше таблице отмечены звездочкой (*));

- получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, не соответствующего режиму функционирования счета клиента;

- непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;

- внесения клиентом наличной иностранной валюты на счет в банке, если использование наличной иностранной валюты не предусмотрено валютным законодательством.

Заметим, что "отказ клиенту в проведении валютной операции" не тождественен "отказу в визировании паспорта сделки". Что касается последнего, то основания для такого отказа перечислены не в Инструкции № 89, а в подп. 5.1-5.4 Инструкции № 151 (см. далее). Нельзя также его смешивать с другими мерами воздействия, применяемыми банками как агентами валютного контроля: "приостановлением операций по счетам клиентов, по которым не представлена документация о проводимых операциях" (абз. 5 ч. 3 ст. 27 Закона, п. 23 Инструкции № 89) и "уведомлением банками органов КГК о валютных операциях, проведенных с нарушением валютного законодательства" (ч. 5 ст. 27 Закона, п. 24-25 Инструкции № 89).

В частности, такое уведомление представляется при поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, путем направления формуляра учета поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, не позднее следующего рабочего дня после дня установления факта нарушения. При этом сам факт нарушения валютного законодательства должен фиксироваться банком не позднее шестого рабочего дня после дня поступления денежных средств на счет клиента.

Пунктом 25 Инструкции № 89 определен перечень случаев, когда составляется формуляр: 1) необоснованное превышение суммы поступивших денежных средств над суммой, предусмотренной условиями внешнеэкономического договора (кроме случаев ошибочного перечисления денежных средств нерезидентом); 2) несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства либо условиям внешнеэкономического договора; 3) непредставление в сроки, предусмотренные валютным законодательством, документов по валютным операциям; 4) непредставление разрешения Нацбанка на проведение валютной операции в случаях, установленных валютным законодательством; 5) представление документов по валютной операции, не соответствующих требованиям, касающимся наличия во внешнеэкономическом договоре предмета договора, количества и цены (стоимости), условий расчета, наименований и банковских реквизитов сторон, юридического адреса нерезидента-контрагента; 6) представление документов по валютной операции, оформленных с нарушением сроков, установленных валютным законодательством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Прямые и портфельные инвестиции
При анализе вложений банка в ценные бумаги следует различать прямые и портфельные инвестиции. Прямые - это вложения с целью непосредственного управления объектом инвестиций, в качестве которого могут выступать предприятия, различные фонд ...

Классификация основных статей доходов коммерческих банков
Доходы и затраты, которые признаны банком от осуществления банковских операций согласно закону Украины "О банках и банковской деятельности" [1] и от других операций, которые осуществляются соответственно законодательству Украины ...

Документальное оформление. Документооборот в банке
При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях ответственный исполнитель обязан проверить: · Соответсвует ли документ установленной форме бланка; · Заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты; · Правильность указа ...