Тарифное обоснование в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Банковское дело » Тарифное обоснование в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страница 7

Эти аргументы мы связываем, в том числе, и с объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который зафиксирован в ст. 3 закона № 125-ФЗ. Этим объектом выступают не имущественные интересы работодателя, хотя он и является страхователем, то есть плательщиком страховых взносов, а «имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо смертью вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания». При этом подчеркнем, что носители имущественных интересов в данном случае не участвуют в оплате страховых взносов.

Проведенный нами анализ проявления перераспределительной (рисковой) функции страхования в соответствии с законом № 125-ФЗ показывает, что здесь нарушается принцип страховой эквивалентности. Об этом говорят и ведущие методологи в области социального страхования. Например, В.Д. Роик подчеркивает: «…страховые взносы и страховые выплаты должны стремиться к эквивалентности, хотя в полной мере ее не достигают не только по отношению друг к другу, но и к тому заработку (доходу), с которого они исчисляются. Обычно коэффициент замещения заработной платы варьирует в диапазоне 50–70 %»[8]. Что же касается сочетания страховых свойств и социальных обеспечения и помощи в исследуемом виде страхования, то приходится признать, что большую часть продукта системы социального страхования следует считать нестраховым. Чисто внешние его признаки свидетельствуют о страховом процессе, но детали страховых отношений между субъектами говорят о том, что это лишь видимость, так называемая «страховая оболочка», имеющая содержание в несколько слоев социальной помощи, похожей на матрешку. В связи с этим нам представляется совершенно справедливым утверждение о том, что «к принципиальным недостаткам отечественной системы социальной защиты следует отнести и то, что в ней зачастую отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения»[9]. Попутно отметим также и то, что в западных странах вопрос этот решен, причем не в социальном, а в традиционном коммерческом страховании. Например, в такой отрасли личного страхования, как страхование жизни, страхователям Германии предлагается целый продуктовый ряд, способный обеспечить финансовую поддержку страхователей на случай утраты ими трудоспособности. Например, это «Добровольное страхование профессиональной нетрудоспособности», «Страхование ренты по уходу». Причем существуют основные и дополнительные страховые продукты в части страхования риска профессиональной трудоспособности. В рамках страхования пенсии предлагается такой продукт, как «Добровольное страхование ренты для оставшихся членов семьи»[10]. При этом в некоторых случаях существует возможность освобождения от обязательного страхования путем заключения договоров добровольного страхования. Эти случаи включают, в том числе, и такие виды страхования, как «Добровольное страхование от несчастных случаев», «Страхование на случай потребности в уходе в результате болезни, инвалидности и старости»[11]. На отечественном страховом рынке многие страховщики имеют лицензию по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). В рамках ДМС можно застраховать риск дополнительного лекарственного обеспечения в случаях непредвиденного заболевания, а также риск необходимости реабилитационных мероприятий после лечения в стационаре или после амбулаторного лечения. Эти страховые продукты весьма дороги. В частности, средняя величина страховых тарифов может колебаться от 13 до 56 %. При страховой сумме от 30 до 50 тыс. руб. страховой взнос может составлять от 4 до 28 тыс. руб. Страховщики при продаже таких продуктов используют рассрочку платежа и пролонгированный срок действия договоров страхования. В социальном страховании введение таких тарифов невозможно из-за того, что средняя заработная плата работников в народном хозяйстве практически всех отраслей не позволила бы им вносить такие высокие взносы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи: